АБВГДейка 5-6

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00813E7E0900564C3C5CEB940B74E0456B
Владелец: Москалева Наталья Витальевна
Действителен: с 19.08.2024 до 12.11.2025

1

Пояснительная записка
Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа
Предметом программы «АБВГДейка» как дисциплины в дошкольном
образовательном учреждении является взаимосвязь двух основных направлений:
подготовка детей к обучению грамоте и развитие элементарных математических
способностей.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Идея программы состоит в следующем: деятельностью дошкольников является
игровая деятельность поэтому занятия по сути, являются системой дидактических игр,
в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, соревнуются, делают
«открытия» и т.д. в ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное
взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах,
группах.
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
Ключевые понятия:
Звук, слог, слово, предложение, математические знаки, часть, целое,
геометрическая фигура.
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы. Созданием данной образовательной программы
послужил социальный запрос родителей и школы. Школа предъявляет к
первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен
быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита
мотивационная сфера, где любознательность выступает, как основа познавательной
активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы
психических функций.
Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую,
психологическую и социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е.
такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который
необходим для его здоровья. Все составляющие школьной готовности тесно
взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них так или иначе сказываются
на успешности обучения в школе. Подготовка детей к школе занимает особое место в
системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным
образованием постоянно привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных
учреждений, так и учителей начальной системы образования. Ни для кого не секрет,
что адаптационный период у детей, поступающих в первый класс, может растянуться
не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к новым условиям до конца
первого года обучения. Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время. В
результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1 класс
общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности.
Прохождение данной программы позволяет дошкольнику не только повысить
познавательный уровень, но и ускорить адаптацию в учебном заведении.
Педагогическая целесообразность. Обучение основывается на педагогических
принципах: личностно ориентированного подхода; культуросообразности (ориентация
на общечеловеческие культурные ценности); систематичности, наглядности и
последовательности обучения; сотрудничества и ответственности.
Практическая значимость. У ребенка, поступающего в школу, должен быть
сформирован определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к
изменению социальной позиции, желание учиться; кроме того должна быть
сформирована адекватная позитивная самооценка. Совокупность указанных
2

психологических свойств и качеств и составляет психологическую готовность к
школьному обучению. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная,
охватывающая все сферы жизни ребенка. Одним из важных аспектов, связанных с
созданием данной программы, является продолжающееся развитие личности ребёнка и
его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в
будущем.
Принципы отбора содержания образовательной программы
Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом
уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное
развитие его способностей):
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Отличие программы от уже существующих. Образовательная программа отличается
от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования
потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного
развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Цель программы: всестороннее развитие детей: развитие их мотивационной сферы,
интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Задачи:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества.
2. Развитие психических процессов (ощущения, восприятия, представления).
3. Развитие вариативного и образного мышления, фантазии, воображения,
творческих способностей.
4. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия).
5. Развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.
6. Увеличение объема внимания и памяти.
7. Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие
умозаключения.
8. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать
правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами
окружающих.
9. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и
планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и
проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам).
Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в
реализации образовательной программы:
Программа предназначена для работы с детьми МАДОУ д/с № 4 в возрасте от 5 до 6 лет.
Требования для поступления на данную программу обучения – отсутствуют.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение -свободный. Состав группы 2-15 человек.
Форма обучения – очная.
3

Режим занятий, периодичность и продолжительность: Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 1 академическому часу. Срок освоения 9 месяцев: 72 часа с сентября по май.
Академический час длится 25 минут.
Объем и срок освоения образовательной программы:
Срок освоения программы-1 год.
На полное освоение программы требуется 72 часа.
Основные методы обучения:
1.Практические
2.Словесные
3.Игровые
4.Учебно-игровые
Планируемые результаты:
Дети получат возможность:
1. В простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства и различия двух
предметов (по цвету, форме, размеру).
2. Продолжать ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся
признаком, самостоятельно составлять подобные ряды.
3. Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости.
4. В простейших случаях находить общий признак совокупности предметов, состоящей
из 4—5 элементов, найти в совокупности "лишний" элемент.
5. Соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком элементов.
6. Сравнивать совокупности предметов путем составления пар и на основе этого сравнивать числа в пределах 10.
7.Устанавливать
пространственно-временные
отношения,
находить
последовательность событий и нарушение последовательности.
8.Распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей
обстановке предметы, сходные по форме.
9.Познакомиться с количественным и порядковым счетом в пределах десяти.
10.Познакомиться с идеей сохранения количества.
11. Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
12. Отвечать на вопросы педагога;
13. Задавать свои вопросы;
14. Подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
15. Составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
16. Выделять звук в начале слова;
17. Узнавать и называть буквы русского алфавита;
18. Соединять звуки в слоги.
Механизм оценивания образовательных результатов:
По итогам прохождения программы уровень знаний оценивается на:
- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение
материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия
темы требуются дополнительные вопросы.
- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически
выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие.
Организационно-педагогические условия
реализации
общеобразовательной общеразвивающей
программы

4

дополнительной

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на
обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников
образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы,
планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями
его осуществления.
Социально-психологические условия реализации программы обеспечивают:
− учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
− вариативность направлений сопровождения участников образовательного
процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
− формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
дифференциация и индивидуализация обучения;
− мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и
поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
− формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников.
Материально – технические условия(обеспечение)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основное оборудование
Детский стол
Детский стул
Стол для педагога
Стул для педагога
Шкаф для хранения методического материала, учебного оборудования
Доска с поверхностью и набором приспособлений для крепления
наглядного материала
Интерактивная доска
Ноутбук
Магнитофон
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.
Предметно-пространственная среда (стенды, наглядные пособия и др.)

Кадровые.
Педагогическая
деятельность
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее
профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям,
соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ,
реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и
отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Методическое обеспечение.
Материалы
Демонстрационный материал
Фотографии, картинки, иллюстрации
Картины о животных
Картинки по сказкам
Картинки «Семья»
«Цифры и геометрические фигуры»»
5

Количество
28
10
10
8
1

Дидактические игры по математике
Математика «Лото»
1
«Страна блоков и палочек»
1
«Волшебный квадрат»
1
«Геконт»
2
«Игровизор»
1
«Найди сходство и различия»
1
«Геометрическая мозаика»
1
«Геометрия на верёвочке»
1
«Мультикарты»
1
«Чудо-крестик»
1
«Составь по четыре»
1
«Цифры»
1
"Мозайка"
6
«Блоки Дьенеша»
6
«Сложи узор»
10
«Цветные палочки»
7
Дидактические игры по развитию речи
«Ферма»
1
«Домашний уголок»
1
«Домашние животные»
1
«Дикие животные»
1
«Чей малыш»
1
«Чей домик»
1
«Птицы»
1
«Водоплавающие»
1
«Детки с ветки»
1
«Урожай»
1
«Фрукты»
1
«Овощи»
1
«Ягоды»
1
«Транспорт»
1
«Спецтехника»
1
Волшебные сказки»
1
«Спрячь мышку»
1
«Играем в прятки»
1
«Времена года»
2
«Профессии»
1
«Приготовь суп»
1
«Подбери чашки и блюдца»
1
«Цвета»
1
«Загадки и отгадки»
1
Раздаточный материал (по количеству обучающихся)
Цветные карандаши
Счётные палочки
Пластилин
Конструктор
Геометрические фигуры

6

Содержание программы
9 месяцев обучения (72 часа, 2 часа в неделю )
Обучение грамоте
ТЕМА

№

КОЛ-ВО
ЗАНЯТИЙ

1.

Звук и буква «А»

1

2.

Звук и буква «О»

1

3.

Звук и буква «У»

1

4.

Звук и буква «Ы»

1

5.

Звук и буква «Э»

1

6.

Звуки и буквы «А», «О», «У», «Ы», «Э»

1

7.

Звук и буква «Л»

1

8.

Звук и буква «М»

1

9.

Звук и буква «Н»

1

10. Звук и буква «Р»

1

11. Звуки и буквы «Л», «М», «Н», «Р»

1

12. Буква «Я»

1

13. Буква «Ю»

1

14. Буква «Е»

1

15. Буква «Ё»

1

16. Звук и буква «И»

1

17. Слоги, слова, предложения

1

18. Звуки «Г-ГЬ» - «К-КЬ» и буквы «Г»- «К»

2

19. Звуки «Д-ДЬ» - «Т-ТЬ» и буквы «Д»- «Т»

2

20. Звуки «В-ВЬ» - «Ф-ФЬ» и буквы «В»- «Ф»

2

21. Звуки «З-ЗЬ» - «С-СЬ» и буквы «З»- «С»

2

7

22. Звуки «Б-БЬ» - «П-ПЬ» и буквы «Б»- «П»

2

23. Звуки «Х-ХЬ» и буква «Х»

1

24. Звуки и буквы «Ж» - «Ш»

1

25. Звуки и буквы «Ч» - «Щ»

1

26. Звук и буква «Ц»

1

27. Звук и буква «Й»

1

28. Буква «Ь»

1

29. Буква «Ъ»

1

30. Гласные и согласные звуки и буквы; ребусы, загадки

1

31. Алфавит

1
36

Математика
№

ТЕМА

КОЛ-ВО
ЗАНЯТИЙ

1.

Число и цифра 1 . Величина. Логическая задача на установление
закономерности. Знакомство с первым месяцем осени –
«сентябрь»

1

2.

Число и цифра 2. Знакомство со знаками +, =. Соответствие
формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на
листе

1

3.

Числа 1. 2. 3.Соотнесение количества предметов с цифрой.
Логическая задача на установление закономерностей. Квадрат,
выкладывание квадрата из палочек. Ориентировка в тетрадке в
клетке

1

4.

Числа 1, 2,3. Соотнесение количества предметов с цифрой.
Ориентировка в тетради в клетку.

1

5.

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с
цифрой. Знаки +, =. Независимость числа от величины
предметов. . Сложение числа 5 из двух меньших. Логическая
задача на установление несоответствия. Знакомство с названием
месяца – Октябрь»

1

6.

Число и цифра 6. Соотнесение количества предметов с цифрой.
Знаки +, =.. Сложение числа 6 из двух меньших. Логическая

1

8

задача на установление закономерностей
7.

Числа и цифры 4,5,6.Знаки <,>, =. Независимость числа от
расположения предметов. Квадрат и треугольник.

8.

Числа и цифры 4,5,6. Установление соответствия между числом и 1
цифрой и количеством предметов. Загадки. Логическая задача на
установление закономерностей.

9.

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0. Знакомство со знаком - .
Логическая задача на установление закономерностей.
Геометрические фигуры. Знакомство с названием месяца –
«Ноябрь»

1

10.

Числа и цифры 0, 4, 5, 6. Решение задачи. Установление
равенства между двумя группами предметов .Соотнесение
количества предметов с цифрой. Знаки - ,< ,>

1

11.

Число и цифра 7. Знаки =, + Математическая загадка.
Порядковый счет. Выкладывание прямоугольника из счетных
палочек..Работа в тетрадях в клетку. Деление квадрата на 2 и 4
части.

1

12.

Числа и цифры 1, 2, 3 4, 5 6 7. Сложение числа 7 из двух
меньших чисел. Дни недели.

1

13.

Числа и цифры1 – 8 Знаки +, - .Знакомство с названием месяца –
Декабрь. Логическая задача на установление закономерностей.

1

14.

Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших чисел.
Деление предмета на 4 части.

1

15.

Решение примеров. Ориентировка в пространстве. Овал.
Логическая задача на установление закономерностей.

2

16.

Знаки <, >. Логическая задача на анализ и синтез.
Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг. Порядковый счет.

1

17.

Числа и цифры 1-9 Логическая задача на установление
закономерностей. Высокий – низкий Дни недели. Знакомство с
названием месяца – Январь.

1

18.

Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Квадрат.
Логические задачи.

1

19.

Число и цифра 10. Выкладывание трапеции из счетных палочек.
Работа в тетради в клетку. Нахождение различий в 2-х рисунках

1

20.

Числа от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших чисел.
Логическая задача на установление закономерностей. Круг.
Квадрат, Трапеция, Треугольник

2

21.

Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки + и -_ .
Знакомство с месяцем – Февраль. Работа в тетради в клетку.

2

9

1

22.

Решение задачи на сложение и вычитание. Порядковый счет.
Логическая задача на анализ и синтез. Работа со счетными
палочками

2

23.

Решение примеров на сложение и вычитание. Составление числа
из двух меньших. Ориентировка в пространстве. Работа в
тетрадях в клетку. Круг. Прямоугольник

1

24.

Установление соответствия между цифрой и количеством
предметов. Знаки <,>. Дни недели. Логическая задача на
установление закономерностей. Круг. Треугольник.
Прямоугольник. Трапеция.

1

25.

Решение задач на сложение и вычитание. Знакомство с названием 1
месяца март.

26.

Решение задач на сложение и вычитание. Установление
соответствия между числом и цифрой.. Части суток. Работа в
тетради в клетку. Треугольники.

1

27.

.Решение задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счет. Дни
недели. Времена года.

1

28.

Решение математической загадки. Сложение числа 10 из двух
меньших чисел.. Ориентировка на листе.

1

29.

Решение задач. Знакомство с названием месяца – апрель.
Логическая задача на
установление закономерностей. Круг.
Квадрат. Прямоугольник. Треугольник

1

30.

Порядковый счет. Решение математической загадки.
Ориентировка в пространстве. Работа в тетради в клетку.

1

31.

Порядковый счет. Сложение числа 10 из двух меньших чисел.
Логическая задача на анализ и синтез предмета сложной формы.
Треугольник. Круг. Трапеция.

1

32.

Решение задачи и примеров. Соотнесение цифры с количеством
предметов. Знакомство с названием месяца – май. Закрепление
знаний о названиях и последовательности месяцев. Стихи о
цифрах от 0 до 9

1

ИТОГО:

36

ВСЕГО:

72

Учебный план
№

Раздел программы

Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

10

Обучение грамоте

1

36

18

18

выполнение
заданий
самостоятельно

Математика

2

36

18

18

выполнение
заданий
самостоятельно

Итого:

72

36

36

Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности «АБВГДейка»
№

Режим деятельности

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Начало учебного года
Продолжительность учебного периода
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Количество часов
Окончание учебного года
Период реализации программы

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности
«АБВГДейка»
2 сентября
36 учебных недель
5 дней
2 раза в неделю
72 часа
30 мая
02.09.2024-30.05.2025

Рабочая программа воспитания
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям
организации воспитания и социализации обучающихся:
- гражданско-патриотическое
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры;
- экологическое воспитание.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим
кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков.
Методы: словесные, практические, наглядные.
Планируемый
результат:
повышение
мотивации
к
занятиям;
сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению
11

качественного законченного результата; умение работать в команде;
сформированность нравственного, творческого и коммуникативного потенциалов
личности.

Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название мероприятия, события

Направления
воспитательной работы

Форма
Сроки
проведения проведения

1.

Инструктаж по Т.Б., правила
поведения на занятиях.

Безопасность и здоровый
образ жизни

В рамках
занятий

Сентябрь

2.

Командные игры, игры на
знакомство и
командообразование
Участие в викторинах,
интеллектуальных конкурсах

Нравственное воспитание,
формирование
коммуникативной культуры
Воспитание
интеллектуальнопознавательных интересов

В рамках
занятий

Сентябрьмай

В рамках
занятий

Октябрьмай

4.

Беседа о празднике «День
защитника Отечества»

В рамках
занятий

Февраль

5.

Беседа о празднике «8 марта»

В рамках
занятий

Март

6.

Открытые занятия для родителей

Гражданскопатриотическое,
нравственное и духовное
воспитание; воспитание
семейных ценностей
Гражданскопатриотическое,
нравственное и духовное
воспитание; воспитание
семейных ценностей
Воспитание положительного
отношения к труду и
творчеству;
интеллектуальное
воспитание; формирование
коммуникативной культуры

В рамках
занятий

Декабрь,
май

3.

Список литературы:
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

12

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года».
7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022
года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в
Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области".
Для педагога дополнительного образования:
1. Е.В. Колесникова «Математика для детей 5-6 лет».
2. Е.В. Колесникова «Звуки и буквы».
3. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под
редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2010.
-Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, Р. Кислова «По дороге к Азбуке» 3 часть. – М.: Баласс, 2010

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».