ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00813E7E0900564C3C5CEB940B74E0456B Владелец: Москалева Наталья Витальевна Действителен: с 19.08.2024 до 12.11.2025 1 Пояснительная записка Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа Предметом программы «АБВГДейка» как дисциплины в дошкольном образовательном учреждении является взаимосвязь двух основных направлений: подготовка детей к обучению грамоте и развитие элементарных математических способностей. Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа Идея программы состоит в следующем: деятельностью дошкольников является игровая деятельность поэтому занятия по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, соревнуются, делают «открытия» и т.д. в ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах. Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы Ключевые понятия: Звук, слог, слово, предложение, математические знаки, часть, целое, геометрическая фигура. Направленность программы - социально-гуманитарная. Уровень освоения программы – базовый. Актуальность программы. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает, как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием постоянно привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной системы образования. Ни для кого не секрет, что адаптационный период у детей, поступающих в первый класс, может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к новым условиям до конца первого года обучения. Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время. В результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности. Прохождение данной программы позволяет дошкольнику не только повысить познавательный уровень, но и ускорить адаптацию в учебном заведении. Педагогическая целесообразность. Обучение основывается на педагогических принципах: личностно ориентированного подхода; культуросообразности (ориентация на общечеловеческие культурные ценности); систематичности, наглядности и последовательности обучения; сотрудничества и ответственности. Практическая значимость. У ребенка, поступающего в школу, должен быть сформирован определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться; кроме того должна быть сформирована адекватная позитивная самооценка. Совокупность указанных 2 психологических свойств и качеств и составляет психологическую готовность к школьному обучению. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Одним из важных аспектов, связанных с созданием данной программы, является продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем. Принципы отбора содержания образовательной программы Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей): - принцип единства развития, обучения и воспитания; - принцип систематичности и последовательности; - принцип доступности; - принцип наглядности; - принцип взаимодействия и сотрудничества; - принцип комплексного подхода. Отличие программы от уже существующих. Образовательная программа отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Цель программы: всестороннее развитие детей: развитие их мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Задачи: 1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 2. Развитие психических процессов (ощущения, восприятия, представления). 3. Развитие вариативного и образного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. 4. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). 5. Развитие любознательности, самостоятельности, инициативности. 6. Увеличение объема внимания и памяти. 7. Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения. 8. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 9. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам). Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом. Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы: Программа предназначена для работы с детьми МАДОУ д/с № 4 в возрасте от 6 до 7 лет. Требования для поступления на данную программу обучения – отсутствуют. Особенности организации образовательного процесса Набор детей в объединение -свободный. Состав группы 2-15 человек. Форма обучения – очная. 3 Режим занятий, периодичность и продолжительность: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Срок освоения 9 месяцев: 72 часа с сентября по май. Академический час длится 30 минут. Объем и срок освоения образовательной программы: Срок освоения программы-1 год. На полное освоение программы требуется 72 часа. Основные методы обучения: 1.Практические 2.Словесные 3.Игровые 4.Учебно-игровые Планируемые результаты: Дети получат возможность: 1. В простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства и различия двух предметов (по цвету, форме, размеру). 2. Продолжать ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком, самостоятельно составлять подобные ряды. 3. Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости. 4. В простейших случаях находить общий признак совокупности предметов, состоящей из 4—5 элементов, найти в совокупности "лишний" элемент. 5. Соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком элементов. 6. Сравнивать совокупности предметов путем составления пар и на основе этого сравнивать числа в пределах 10. 7.Устанавливать пространственно-временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности. 8.Распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. 9.Познакомиться с количественным и порядковым счетом в пределах десяти. 10.Познакомиться с идеей сохранения количества. 11. Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами; 12. Отвечать на вопросы педагога; 13. Задавать свои вопросы; 14. Подробно пересказывать текст по зрительной опоре; 15. Составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; 16. Выделять звук в начале слова; 17. Узнавать и называть буквы русского алфавита; 18. Соединять звуки в слоги. Механизм оценивания образовательных результатов: По итогам прохождения программы уровень знаний оценивается на: - Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. - Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы. - Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников 4 образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Социально-психологические условия реализации программы обеспечивают: − учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; − вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся); − формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; − мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; − формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников. Материально – технические условия(обеспечение) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основное оборудование Детский стол Детский стул Стол для педагога Стул для педагога Шкаф для хранения методического материала, учебного оборудования Доска с поверхностью и набором приспособлений для крепления наглядного материала Интерактивная доска Ноутбук Магнитофон Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Предметно-пространственная среда (стенды, наглядные пособия и др.) Кадровые. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Методическое обеспечение. Материалы Количество Демонстрационный материал Фотографии, картинки, иллюстрации 28 Картины о животных 10 Картинки по сказкам 10 Картинки «Семья» 8 «Цифры и геометрические фигуры»» 1 Дидактические игры по математике Математика «Лото» 1 5 «Страна блоков и палочек» 1 «Волшебный квадрат» 1 «Геконт» 2 «Игровизор» 1 «Найди сходство и различия» 1 «Геометрическая мозаика» 1 «Геометрия на верёвочке» 1 «Мультикарты» 1 «Чудо-крестик» 1 «Составь по четыре» 1 «Цифры» 1 "Мозайка" 6 «Блоки Дьенеша» 6 «Сложи узор» 10 «Цветные палочки» 7 Дидактические игры по развитию речи «Ферма» 1 «Домашний уголок» 1 «Домашние животные» 1 «Дикие животные» 1 «Чей малыш» 1 «Чей домик» 1 «Птицы» 1 «Водоплавающие» 1 «Детки с ветки» 1 «Урожай» 1 «Фрукты» 1 «Овощи» 1 «Ягоды» 1 «Транспорт» 1 «Спецтехника» 1 Волшебные сказки» 1 «Спрячь мышку» 1 «Играем в прятки» 1 «Времена года» 2 «Профессии» 1 «Приготовь суп» 1 «Подбери чашки и блюдца» 1 «Цвета» 1 «Загадки и отгадки» 1 Раздаточный материал (по количеству обучающихся) Цветные карандаши Счётные палочки Пластилин Конструктор Геометрические фигуры 6 Содержание программы 9 месяцев обучения (72 часа, 2 часа в неделю ) Обучение грамоте № Тема Кол-во часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Звуки и буквы. Закрепление Слова и слоги. Закрепление Предложение. Графические навыки. Закрепление. В мире книг Игрушки Овощи Фрукты Осень Домашние животные Дикие животные Сказки Зима Новый год Транспорт Профессии Природные явления Лес Насекомые Птицы Цветы 8 марта Весна Лето Ребусы Кроссворды Скоро в школу 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 36 Математика № Тема занятия Кол-во часов 1. Число и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <, >, работа со счетными палочками, квадрат, прямоугольник. 2. Знаки =, ≠, +, –, математические задачи, величина, ориентировка на листе бумаги. 3. Счет по образцу и названному числу, независимость числа т пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени. 7 2 2 2 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Знаки <, >, =, ≠, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа шесть из двух меньших, логическая задача, геометрические фигуры. Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве. Порядковый счет, счет по названному числу, логическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров. Цифры от 1 до 10, число 11, логическая задача, ориентировка во времени. Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры. Отношения между числами, математическая задача, величина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ориентировка во времени. Число 13, математическая задача, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры. Решение примеров, знаки +, –, соответствие между цифрой и количеством предметов. Величина, логическая задача, геометрические фигуры. Число 14, ориентировка во времени, логическая задача. Счет ни образцу и названному числу, арифметический задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры. Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры. Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача. Математическая загадка, знаки +, –, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. Число 17. Решение примеров, счет но образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени. Число 17. Ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры. 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 23. 24. 25. 26. Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. Число 18. Решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. Число 19, состав числа из двух меньших чисел, величина, логическая задача. Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача. 27. Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. 28. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку. Знаки +, –, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой. Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры. Соответствие между количеством предметов и цифрой, ориентировка в пространстве, логическая задача. 29. 30. 31. 32. 1 1 1 1 1 Задачи-шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки. 1 1 1 1 1 36 ИТОГО: 72 Учебный план № Раздел программы Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1 Обучение грамоте 36 18 18 выполнение заданий самостоятельно 2 Математика 36 18 18 выполнение заданий самостоятельно 9 Итого: 72 36 36 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «АБВГДейка» № Режим деятельности 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Начало учебного года Продолжительность учебного периода Продолжительность учебной недели Периодичность учебных занятий Количество часов Окончание учебного года Период реализации программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «АБВГДейка» 2 сентября 36 учебных недель 5 дней 2 раза в неделю 72 часа 30 мая 02.09.2024-30.05.2025 Рабочая программа воспитания Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся: - гражданско-патриотическое - нравственное и духовное воспитание; - воспитание положительного отношения к труду и творчеству; - интеллектуальное воспитание; - здоровьесберегающее воспитание; - правовое воспитание и культура безопасности; - воспитание семейных ценностей; - формирование коммуникативной культуры; - экологическое воспитание. Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков. Методы: словесные, практические, наглядные. Планируемый результат: повышение мотивации к занятиям; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, творческого и коммуникативного потенциалов личности. Календарный план воспитательной работы № п/п Название мероприятия, события Направления воспитательной работы 10 Форма Сроки проведения проведения 1. Инструктаж по Т.Б., правила поведения на занятиях. Безопасность и здоровый образ жизни В рамках занятий Сентябрь 2. Командные игры, игры на знакомство и командообразование Участие в викторинах, интеллектуальных конкурсах Нравственное воспитание, формирование коммуникативной культуры Воспитание интеллектуальнопознавательных интересов В рамках занятий Сентябрьмай В рамках занятий Октябрьмай 4. Беседа о празднике «День защитника Отечества» В рамках занятий Февраль 5. Беседа о празднике «8 марта» В рамках занятий Март 6. Открытые занятия для родителей Гражданскопатриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей Гражданскопатриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры В рамках занятий Декабрь, май 3. Список литературы: Нормативные правовые акты: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599. 3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597. 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 11 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области". Для педагога дополнительного образования: 1. Е.В. Колесникова «Математические ступеньки», 6-7 лет. 2. Е.В. Колесникова «Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет». 3. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. 4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2010. -Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, Р. Кислова «По дороге к Азбуке» 3 часть. – М.: Баласс, 2010 12 13