экология ред

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00813E7E0900564C3C5CEB940B74E0456B
Владелец: Москалева Наталья Витальевна
Действителен: с 19.08.2024 до 12.11.2025

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа.
Основным содержанием экологического воспитания является
формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным
явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в
дошкольном детстве.
Содержание экологического воспитания включает в себя два
аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал
экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно
экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают
начало экологическому сознанию.
Целью экологического образования является формирование
человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного
осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде
и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Содержание программы способствует формированию у детей
целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей
частей этого целого – с другой. Ребенок должен осознать себя как часть
природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не
только определенного отношения к природе, но и навыков рационального
природопользования.
Основные понятия, связанные с экологическим воспитанием детей
дошкольного возраста:
− экология – наука об отношениях растительных и животных
организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей
средой;
− экологическая культура – это органическая, неотъемлемая часть
культуры, охватывающая те стороны мышления и деятельности человека,
которые соотносятся с природной средой;
− экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений
и животных со средой обитания, их приспособленности к ней;
− экологические знания – это знания о предметах и явлениях природы,
их свойствах и многообразии, о связях между ними.
Ведущие идеи программы
Как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного
возраста имеет важное социальное значение для всего общества:
2

своевременно закладываются основы экологической культуры в
человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается
значительная часть взрослого населения страны - работники сферы
дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение
для всеобщей экологизации сознания и мышления. Экологическое
воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу
которого положен экологический подход, при котором педагогический
процесс опирается на основополагающие идеи и понятия 3 экологии.
Ключевые понятия
Экология (от греч. «ойкос» – жилище, «логос» – наука) – наука о
закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой
обитания.
Экологическая система – сообщество живых организмов и среды их
обитания, составляющее единое целое на основе пищевых связей и способов
получения энергии.
Экологическая культура – способ социоприродного существования
человека, выражающий единство человека и природы, развертывающееся в
освоении человеком предметов и процессов природы, ставшими средствами
жизни для человека, которое осознается им в историческом и
индивидуальном развитии.
Экологическое сознание – формирование целостного взгляда на
природу и место человека в ней. Экологические факторы (от лат. «фактор» причина, условие) - отдельные элементы среды, взаимодействующие с
организмом.
Экологическая
безопасность
—
степень
защищенности
территориального комплекса, экосистемы, человека от возможного
экологического поражения, определяемая величиной экологического риска.
Экологическая тропа – обустроенный маршрут, охватывающий
различные биоценозы, ландшафты и места, представляющие культурноисторическую ценность, на котором посетители получают информацию об
окружающем мире.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Экологическое воспитание дошкольника» имеет естественнонаучную
направленность.
Уровень освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
3

«Экологическое воспитание дошкольника» имеет ознакомительный уровень
освоения программы.
Актуальность программы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное
социальное значение для всего общества. Формирование начал
экологической культуры — это становление осознанно-правильного
отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к
людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на
основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также
отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья
и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих
умений созидательно взаимодействовать с природой.
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период,
будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей
в старшем возрасте. И одним из важнейших среди этих навыков является
навык экологического мышления, желание и способность сохранять природу.
Педагогическая целесообразность
Программе свойственна развивающая направленность. Это означает,
что заданное в программе и подлежащее освоению детьми содержание
знаний и практических действий способствует проявлению и становлению
интересов к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей
предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка и выявляет его
индивидуальные возможности и уровень развития. Это, как правило,
практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение,
преобразование, воссоздание, комбинирование, моделирование и т.д. В
результате предметно-преобразующей деятельности в природе дети закрепят
теоретические знания, полученные на занятиях, познают свойства и
отношения объектов, их характерные особенности, узнают новое об уходе за
растениями и животными, сохранении благоприятной экологической
обстановки. Должное внимание в программе уделено формированию личного
опыта воздействия на природу, потребности в деятельности на природе,
активизации познавательного интереса к экологии.
Практическая значимость
В результате обучения по программе у дошкольников
самостоятельность, познавательная и коммуникативная
социальная и экологическая уверенность, ценностные
определяющие поведение, деятельность и отношение
4

развивается
активность,
ориентации,
ребенка к

окружающему миру.
Принципы отбора содержания:
− принцип систематичности и последовательности;
− принцип доступности;
− принцип наглядности;
− принцип единства развития, обучения и воспитания;
− принцип учёта возрастных особенностей детей;
− принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;
− принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
Реализация программы осуществляется успешно лишь при условии
создания в детском саду благоприятной экологической среды. Это
непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального
экологического пространства и проведение регулярных действий,
направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы
условий.
Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы
являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов,
оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том
случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а
принимать активное участие в уходе за ними.
Отличительные особенности программы
Экологическое развитие дошкольников по своему содержанию не
должно исчерпываться развитием представлений об экологии или
окружающем мире. Самым важным является развитие познавательного
интереса и природосохраняющего мышления дошкольников, умения
созидательно взаимодействовать с природой.
Дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и
помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры,
ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Программа предусматривает выработку у детей первых навыков
экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту,
навыков практического участия в природоохранной деятельности
Калининградской области.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы: формирование экологической культуры детей посредством
предметно-преобразующей деятельности в природе.
Задачи:
5

1.
Формировать
мотивацию
к
учебной
деятельности,
ориентированной на активизацию познавательных интересов.
2.
Развивать устойчивые знания о природе и существующих в ней
взаимосвязях.
3.
Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление
за счёт обучения приёмам умственных действий.
4.
Развивать речь, вводить в активную речь экологические термины,
активно использовать знания и умения, полученные на занятиях.
5.
Формировать моральные и экологические ценные установки,
поведенческие умения.
6.
Формировать эмоциональную отзывчивость и бережное
отношение к живой природе.
Психолого-педагогические
характеристики
обучающихся,
участвующих в реализации образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предназначена для работы с детьми, посещающими МАДОУ д/с № 4 в
возрасте от 5 до 7 лет.
Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 5-6
лет
Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека, постепенно
начинает осознавать связи и зависимости. Дети начинают предъявлять к себе
те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут,
не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца важную работу.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей
гендерной принадлежности.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений
об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности,
стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста
хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например,
может показать два оттенка одного цвета – светло-красный и темнокрасный).
Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются
геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда
сопоставить между собой по величине большое количество предметов:
например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить
к ним соответствующее количество ложек разного размера.
Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
6

заниматься нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым.
Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое
задается взрослым. Память изменяется не существенно, улучшается ее
устойчивость. Для запоминания дети уже могут использовать несложные
приемы и средства.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о
свойствах различным предметов и явлений.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст, в котором
ребенок
овладевает
продуктивным
воображением,
приобретает
самостоятельность. Образы воображения – создание и воплощение замысла –
начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что
прежде игры рождается ее замысел. Дети приобретают способность
действовать по предварительному замыслу в конструировании. На шестом
году жизни происходят важные изменения в развитии речи, правильное
произношение звуков, способность удерживать в памяти большой объем
информации. У ребенка развивается прогностическая функция мышления,
способность предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия
собственных действий. Творческие проявления становятся более
осознанными. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить
задуманное (замысел ведет за собой изображение).
Возрастное естественнонаучное развитие детей в этом возрасте:
− проявляют интерес к наблюдению, эксперименту, самостоятельному
решению экологических задач;
− определяют сезоны на основе установления временных (что за чем
происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или
иные явления) связей;
− положительно относятся к взаимоконтролю, активно контролируют
действия других детей и оценивают чужие результаты;
− проявляют способности к целеполаганию (цель, средства, способ
достижения, результат), к обобщению;
− проявляют чувство любви ко всему живому, способны обучаться
некоторым несложным способам охраны природы.
Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7
лет
В возрасте 6-7 лет ребенок уже может эмоционально оценивать свои
поступки. Испытывает чувство радости, когда поступает правильно, хорошо,
7

и смущение, неловкость, когда нарушает правила. К концу дошкольного
возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Дети
становятся более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях,
предвосхищают последствия своих действий. Ребенок может выполнять
неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты
принесут радость. Поведение дошкольников выстраивается с учетом
интересов и потребностей других людей. Дети продолжают активно
сотрудничать, наблюдаются и конкурентные отношения – стремятся в
первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление
представлений ребенка о форме, цвете, величине предметов. При этом он
ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма,
величина и пр.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается
устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей
отвлекаемости. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка
зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее
устойчиво.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им
непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек
отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного
возраста становится богатым и оригинальным, более логичным и
последовательным, не похоже на фантазирование детей младших возрастов.
При придумывании игры дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный
замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Продолжается
развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать
более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств
(схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных
предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например,
при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого
возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим
предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно
совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что
на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается
речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения
существенных признаков предметов приводит к появлению первых понятий.
В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок
старается исчерпывающе ответить на вопросы и сам их задает. Речь
становится не только средством общения, но и познавательной деятельности,
а также планирования и регуляции поведения. В продуктивной деятельности
8

дети знают, что хотят изобразить, целенаправленно следуют к своей цели,
преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который
теперь становится опережающим. Созданные изображения становятся
похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям,
собственному замыслу постройки из разнообразного строительного
материала. Создавать фигурки людей, животных, героев литературных
произведений.
Возрастное естественнонаучное развитие детей в этом возрасте:
− проявляют интерес к наблюдению, эксперименту, самостоятельному
решению экологических задач;
− способны осуществлять самоконтроль и самооценку;
− высказываются о сущности явлений, связях и закономерностях
процессов, происходящих в природе;
− обобщают представления о росте и развитии растений и животных, об
их основных группах (по характеру приспособления их к условиям
среды обитания и занимаемой территории - лес, луг, водоем, поле и т.
д.);
− планируют последовательность действий;
− ищут рациональный способ решения познавательной задачи в игровых
и практических ситуациях;
− проявляют чувство любви ко всему живому, способны обучаться
некоторым несложным способам охраны природы;
− формируют стойкое положительное отношение к природе.
Особенности организации образовательного процесса
Набор осуществляется только из числа детей, посещающих
дошкольную образовательную организацию, разместившую программу.
Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные
формы работы с детьми. Состав групп: 4 – 30 человек.
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 5 часов. Продолжительность занятий
исчисляется в академических часах: для детей 5-6 лет - 25 минут, для детей 67 лет – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в два месяца.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 2 года.
9

На полное освоение программы требуется 10 часов. Первый год
обучения – 9 месяцев, 5 часов; второй год обучения – 9 месяцев, 5 часов.
Основные методы обучения
Совместная
Самостоятельная
Режимные моменты
деятельность с
деятельность детей
педагогом
Методы обучения детей 5-6 лет
Ситуация
Вхождение в
Дидактические
обобщения в
воображаемую
игры. Совместная
процессе режимных ситуацию.
игровая
моментов.
Проблемные
деятельность детей.
Развивающие
вопросы.
Выполнение
проблемноМоделирование.
практических
практические и
Экологические
действий по
проблемно-игровые загадки. Задачиполучению
ситуации, связанные шутки, задачи в
необходимой
с решением
стихах. Упражнения, информации.
поставленной
направленные на
задачи. Упражнения. развитие
Игра на прогулке.
интеллектуальных
Дидактические
операций,
игры.
дидактические и
Проектная
подвижные игры по
деятельность.
экологическому
развитию,
физминутки,
считалки.
Головоломки.
Задачи на
сообразительность.
Методы обучения детей 6-7 лет
Наблюдение.
Рассматривание
и Игры
Ситуативный
обсуждение.
(дидактические,
разговор.
Исследовательская
развивающие,
Исследовательская
деятельность.
подвижные).
деятельность.
Конструирование.
Интегрированная
Беседы.
Сюжетно-ролевые
детская
Развивающие
игры.
деятельность.
проблемноДидактические
Совместная игровая
практические
и игры.
деятельность детей.
проблемно-игровые Подвижные
игры. Выполнение
ситуации.
Проблемные
практических
Упражнения.
вопросы.
действий
по
Дидактические
Моделирование.
получению
10

Совместная
деятельность с
семьей
Подбор упражнений
и игр, направленных
на развитие
интеллектуальных
операций.
День открытых
дверей.
Консультации.
Беседы.

Анкета.
Консультации.
Беседа.
Консультативные
встречи.
Подбор упражнений
и игр, направленных
на развитие
интеллектуальных
операций.
День
открытых
дверей.

игры.
Проектная
деятельность.

Экологические
необходимой
загадки.
Задачи- информации.
шутки, задачи в
стихах.
Упражнения,
направленные
на
развитие
интеллектуальных
операций.
Физминутки,
считалки.
Головоломки.
Задачи
на
сообразительность.

Планируемые результаты
1 год обучения (дети в возрасте 5-6 лет).
В результате освоения программы первого года обучения дети будут:
1. Проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности,
стремиться к проявлению экологической инициативы, самостоятельно
ставить цель, обдумывать пусть к ее достижению, осуществлять замысел и
оценивать полученный результат с позиции цели.
2. Соблюдать очередность, учитывать права других людей, делиться
впечатлениями со сверстниками, задавать вопросы.
3. Согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы
партнеров, уметь объяснять замыслы, проявлять интерес к игровому
экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с
готовым содержанием и правилами действовать в точном соответствии с
игровой задачей и правилами.
4.
Внимательно
относиться
к
поручениям,
проявлять
самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступать в
сотрудничество,
экспериментировать,
проявлять
интеллектуальную
активность, познавательный интерес, догадку и сообразительность.
Самостоятельно ставить познавательную задачу и решать ее доступными
способами.
5. Ориентироваться в поведении на самоконтроль на основе известных
правил.
6. Слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу
в разных видах деятельности.
7. Самостоятельно планировать и называть два-три последовательных
действия, удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и
11

действовать по нему без напоминания.
8. Аргументировать
свои суждения, стремиться к результативному
выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата
взрослым.
9. Бережно относиться к природе.
2 год обучения (дети в возрасте 6-7 лет).
В результате освоения программы второго года обучения обучающиеся
будут:
1.
Проявлять
самостоятельность
в
игре,
познавательноисследовательской деятельности, конструировании, уметь выбирать
участников по совместной деятельности.
2. Уметь договариваться, учитывать интересы других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других.
3. Участвовать в совместных играх.
4. Обладать развитым воображением, которое реализуется в игре, уметь
подчиняться разным правилам и социальным нормам.
5. Выражать свои мысли и желания.
6.
Обладать
элементарными
представлениями
из
области
естествознания, экологии.
7. Проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и
сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, проявлять
склонность к наблюдению, эксперименту.
8. Принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения
в различных видах деятельности.
9. У детей будут развиты крупная и мелкая моторика, способность к
волевым усилиям, сформированы моральные и экологически ценные
установки, поведенческие умения.
Механизм оценивания образовательных результатов
Уровень теоретических знаний.
1. Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный
материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки
наводящими вопросами.
2. Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для
полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
3. Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может
дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение
материалом.
Уровень практических навыков и умений.
12

1. Низкий уровень. Требуется контроль педагога за практическими
заданиями. Требуются постоянные пояснения педагога.
2. Средний уровень. Может работать при подсказке педагога.
Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после
объяснения к самостоятельным действиям.
3. Высокий уровень. Четко и самостоятельно выполняет практические
задания.
Формы подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Экологическое воспитание дошкольника»
применяются:
− входной контроль: беседа, опрос;
− текущий контроль: осуществляется после изучения отдельных тем,
раздела программы. В практической деятельности результативность
оценивается качеством выполнения практических (творческих) работ.
Анализируются отрицательные и положительные стороны работы,
корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью
заданий педагога дополнительного образования (тесты, викторины);
взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу обучающихся.
− промежуточный контроль: осуществляется через выставки, конкурсы.
− итоговый контроль: осуществляется в конце учебного года. Формы
оценки: экологическая викторина.
Организационно-педагогические
условия
реализации
образовательной программы
Качество
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
естественнонаучной
направленности
«Экологическое воспитание дошкольника» обеспечивается за счет:
− доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей
(законных представителей) содержания программы;
− наличия комфортной развивающей образовательной среды;
− применение современных педагогических технологий.
Материально-технические условия (обеспечение)
№
1
2
3
4

Основное оборудование
Детский стол
Детский стул
Стол для педагога
Стул для педагога
13

5
6
7
8
9

Шкаф для хранения методического материала, учебного оборудования
Доска с поверхностью и набором приспособлений для крепления
наглядного материала
Интерактивная доска
Ноутбук
Магнитофон

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.
Предметно-пространственная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Кадровые.
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных
общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее
профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям,
соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных
программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную
деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Методическое обеспечение
Материалы
Количество
Демонстрационный материал
Фотографии, картинки, иллюстрации
28
Картины о животных
10
Картинки по сказкам
10
Дидактические игры по математике
Математика «Лото»
1
«Найди сходство и различия»
1
Дидактические игры
«Ферма»
1
«Домашний уголок»
1
«Домашние животные»
1
«Дикие животные»
1
«Чей малыш»
1
«Чей домик»
1
«Птицы»
1
«Водоплавающие»
1
«Детки с ветки»
1
«Урожай»
1
«Фрукты»
1
«Овощи»
1
«Ягоды»
1
Волшебные сказки»
1
«Спрячь мышку»
1
«Играем в прятки»
1
«Времена года»
2
«Приготовь суп»
1
14

«Загадки и отгадки»
1
Раздаточный материал (по количеству обучающихся)
Цветные карандаши
Пластилин
Конструктор
Природный материал

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения (5 часов, 1 час в 2 месяца)
Тема 1. Азбука защиты леса (1 ч.)
Теория: Изучение роли лесов в жизни человека. Пути его сохранения
от пожаров и засухи. Экологические проблемы лесов. Изучение пород
деревьев.
Практика: Игра.
По завершении темы предусмотрена беседа.
Тема 2. Поделки из бросового материала (1 ч.)
Теория: Знакомство с понятием «бросовый материал», примеры
изделий, изготовленных из бросового материала.
Практика: Изготовление поделок из бросового материала.
По завершении темы предусмотрено оформление выставки поделок.
Тема 3. Раздельный сбор и утилизация бытовых отходов (1 ч.)
Теория:
Знакомство с
принципами
системы раздельного
сбора и утилизации бытовых отходов.
Практика: Создание панно для системы раздельного сбора и
утилизации бытовых отходов.
По завершении темы предусмотрено оформление уголка в группе по
сортировке мусора.
Тема 4. Кормушка из бросового материала (1ч.)
Теория: Знакомство с зимующими птицами нашего региона. Польза
птиц и их необходимость. Расширение представлений обучающихся о видах
кормушек, способах их изготовления из разного материала.
Практика: Изготовление кормушек из бросового материала (коробки
из- под молока и др.).
По завершении темы предусмотрено оформление выставки поделок.
Тема 5. Экологическая тропа (1ч.)
Теория: Обогащение и систематизирование экологических знаний у
дошкольников
средствами
экологической
тропы.
Формирование
15

элементарных представлений о взаимосвязи человека и природы. Развитие
бережного отношения к окружающей природе.
Практика: Рассматривание растений (деревьев, кустов, цветов),
растущих на территории детского сада. Беседы и чтение произведений о
растениях, о лете. Заучивание стихотворений, народных примет, связанных с
растениями. Отображение природы в изобразительной деятельности.
По завершении темы предусмотрена беседа.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№
п/п
1
2
3

4
5

Название раздела, темы
Азбука защиты леса
Поделки из бросового
материала
Раздельный сбор и
утилизация
бытовых
отходов
Кормушка из бросового
материала
Экологическая тропа
Итого

Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
1

Формы аттестации/
контроля
беседа, рефлексия

1

1

выставка поделок

1

1

оформление уголка

1

1

выставка поделок

1
5

1
2

беседа, рефлексия
3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
год обучения (5 часов, 1 час в 2 месяца)
Тема 1. Экологическая тропа «Я - исследователь» (1ч.)
Теория: Обогащение и систематизирование экологических знаний у
дошкольников
средствами
экологической
тропы.
Формирование
элементарных представлений о взаимосвязи человека и природы. Развитие
бережного отношения к окружающей природе.
Практика: Рассматривание растений (деревьев, кустов, цветов),
растущих на территории детского сада. Беседы и чтение произведений о
растениях, о лете. Заучивание стихотворений, народных примет, связанных с
растениями. Отображение природы в изобразительной деятельности.
По завершении темы предусмотрена беседа.
Тема 2. Производство и повторное использование бумаги (1 ч.)
Теория: Информирование детей о производстве бумаги, необходимости
беречь лес и использовании бумажных изделий повторно.
Практика: Создание изделий из бумаги (смастерить бусы из страниц
журнала или сделать игрушку из втулки туалетной бумаги и т.д.).
16

По завершении темы предусмотрена выставка поделок из бумаги.
Тема 3. Кормушка из бросового материала (1 ч.)
Теория: Знакомство с зимующими птицами нашего региона.
Расширение представлений обучающихся о видах кормушек, способах их
изготовления из бросового материала.
Практика: Изготовление кормушек из бросового материала.
По завершении темы предусмотрено оформление выставки кормушек.
Тема 4. Удивительная вода (1 ч.)
Теория: Знакомство со свойствами и экологическими проблемами
воды. Практика: Опыты с водой.
По завершении темы предусмотрена беседа.
Тема 5. Огород на окне (1ч.)
Теория: Знакомство с процессом выращивания культурных растений в
комнатных условиях.
Практика: Посадка растений, уход за рассадой – полив, рыхление
почвы. По завершении
темы предусмотрено оформление
огорода
на
окне.
Оформление дневника наблюдений за рассадой в огороде.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
№
п/п
1
2

3
4
5

Название раздела, темы
Экологическая тропа
«Я - исследователь»
Производство
и
повторное
использование бумаги
Кормушка из бросового
материала
Удивительная вода
Огород на окне

Итого

Количество часов
Всего
Теория
Практика
1

Формы аттестации/
контроля
беседа, рефлексия

1

1

1

выставка поделок

1

1

выставка поделок

1

1

1

1

беседа, рефлексия
оформление
огорода, дневник
наблюдений

5

1

4

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности

Режим деятельности
17

1
2
3
4
5
6
7
8

Начало учебного года
Продолжительность учебного периода
на каждом году обучения
Продолжительность учебной недели
Периодичность учебных занятий
Количество занятий на каждом году
обучения
Количество часов в неделю
Окончание учебного года
Период реализации программы

«Экологическоевоспитание
дошкольника»
02 сентября
36 учебных недель
5 дней
1 раз в 2 месяца
5 занятий
10 часов
30 мая
02.09.2024-29.05.2026

Рабочая программа воспитания
В Воспитательный компонент осуществляется по следующим
направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
−
гражданско-патриотическое
−
нравственное и духовное воспитание;
−
воспитание положительного отношения к труду и
творчеству;
−
интеллектуальное воспитание;
−
здоровьесберегающее воспитание;
−
правовое воспитание и культура безопасности;
−
воспитание семейных ценностей;
−
формирование коммуникативной культуры;
−
экологическое воспитание.
Цель – формирование гармоничной личности с широким
мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний
и практических навыков.
Методы: словесные, практические, наглядные.
Планируемый результат: повышение мотивации к занятиям;
сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к
получению качественного законченного результата; умение работать в
команде;
сформированность
нравственного,
творческого
и
коммуникативного потенциалов личности.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название мероприятия,
события

Направления
воспитательной работы

18

Форма
Сроки
проведения проведения

1.

Инструктаж по Т.Б., правила Безопасность и здоровый
поведения на занятиях по образ жизни
хореографии.
Критерии
внешнего вида.

В рамках
занятий

Сентябрь

2.

История
возникновения
хореографического
искусства.
Участие
в
праздничных
мероприятиях

Нравственное
воспитание

В рамках
занятий

Сентябрьмай

Нравственное и духовное
воспитание

В рамках
занятий

Октябрьмай

Беседа о празднике «День Гражданскозащитника Отечества»
патриотическое,
нравственное и духовное
воспитание; воспитание
семейных ценностей
Беседа о празднике «8 марта» Нравственное и духовное
воспитание; воспитание
семейных ценностей

В рамках
занятий

Февраль

В рамках
занятий

Март

Открытые
родителей

В рамках
занятий

Декабрь,
май

3.

4.

5.

6.

занятия

для Воспитание
положительного
отношения к труду и
творчеству;
интеллектуальное
воспитание;
формирование
коммуникативной
культуры

19

Список литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 №
599.
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам".
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года».
7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26
июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап
(2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей
реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года в Калининградской области".
Для педагога дополнительного образования:
1.
Аксенова З.Ф. Войди в природу другом: экологическое
воспитание дошкольников. Москва: Сфера, 2008.
2.
Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. (Москва, 2010)
3.
Вахрушев А.А. Здравствуй мир. (Москва, Баласс, 2001)
4.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. (С-Пб, ДетствоПресс, 2003);
5.
Грехова Л.И. В союзе с природой. (Москва, Илекса, 2000)
6.
Ёлкина Л.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. (Ярославль,
Академия развития, 2000)
7.
Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и
младшего школьного возраста. (Москва, 2004)
20

8.
Мирясова В.И. Родная природа в стихах и загадках. (Москва,
Гном-Пресс, 2000)

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».