ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00813E7E0900564C3C5CEB940B74E0456B Владелец: Москалева Наталья Витальевна Действителен: с 19.08.2024 до 12.11.2025 Пояснительная записка Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа Предметом программы «Карусель» как дисциплины в дошкольном образовательном учреждении является совершенствование музыкальнообразовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста и ориентирована на формирование музыкальности ребенка. Программа разработана на основе программы Э.П. Костиной «Камертон». Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа Ведущая идея программы - используя традиционные и современные приёмы обучения, заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы Ключевые понятия: - Вокал – исполнительское искусство, основной задачей является развитие голоса. - Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты коллектива. - Постановка голоса – применение вокальной методики на практике. Прежде всего, к постановке голоса относится постановка дыхания. - Дыхание - важнейший элемент певческого процесса. Типы дыхания: смешанное (нижнереберное, диафрагмальное); цепное (ключичное) – это неправильное дыхание при котором поднимаются грудь и плечи, цепное дыхание – применяется в хоре. - Дикция - является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа. 2 Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Карусель» имеет художественную направленность. Уровень освоения программы Уровень освоения программы - базовый Актуальность программы. Актуальность предлагаемой программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Педагогическая целесообразность программы Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Практическая значимость программы Программа «Карусель» позволяет детям получить не только вокальную подготовку, но и познакомиться с шедеврами современной и классической музыки, приобрести навыки выступления перед зрителями. Принципы отбора содержания образовательной программы Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей): - принцип единства развития, обучения и воспитания; - принцип систематичности и последовательности; - принцип доступности; - принцип наглядности; - принцип взаимодействия и сотрудничества; 3 - принцип комплексного подхода. Отличительные особенности программы. Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание занимаются пением. Цель программы: всестороннее развитие детей: развитие их мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Задачи: 1. Формирование мотивации обучения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 2. Развитие психических процессов (ощущения, восприятия, представления). 3. Развитие вариативного и образного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. 4. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). 5. Развитие любознательности, самостоятельности, инициативности. 6. Увеличение объема внимания и памяти. 4 Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для работы с детьми, посещающими МАДОУ д/с №4 в возрасте от 5 до 7 лет. Особенности организации образовательного процесса Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает групповые занятия с детьми. Состав групп 10-15 человек. Форма обучения – очная. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество часов в год-64 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах - 25 минут (5-6 лет), 30 минут (6-7 лет), между занятиями установлены 10-минутные перерывы. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Объем и срок освоения образовательной программы Срок освоения программы- 8 месяцев. На полное освоение программы требуется 64 часа. Основные методы обучения Методы, в основе которых располагается уровень деятельности обучающихся: - объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию); - репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); - частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); 5 - исследовательские методы обучения (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы). Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные, наглядные, практические, устное изложение, показ видеоматериалов, иллюстраций, беседа, объяснение, показ педагогом приёмов исполнения, тренировочные упражнения и др. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях. При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы: - проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений); - объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий); - репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности); - словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания); - стимулирования (конкурсы, поощрения). Планируемые результаты: - обучающиеся имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству; - поют естественным голосом, протяжно; - умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы, чисто интонируют; - различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное; - точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения; - выработана певческая установка; 6 - могут петь без музыкального сопровождения. Механизм оценивания образовательных результатов. По итогам прохождения программы показатель формирования знаний оценивается как: - показатель не сформирован (обучающийся знает фрагментарно изученный материал, изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами); - показатель в стадии формирования (обучающийся знает изученный материал, но для полного, раскрытия темы требуются дополнительные вопросы); - показатель сформирован (обучающийся знает изученный материал, может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом). Формы подведения итогов реализации программы. Проведение итогов по программе организуется в виде итоговых занятий (декабрь, май) и концертные выступления. Организационно-педагогические условия дополнительной общеобразовательной реализации общеразвивающей программы Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Социально-психологические условия реализации программы обеспечивают: − учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; 7 − вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся); − формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; − мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; − формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников. Материально - техническое оснащение № 1 2 3 4 5 6 7 Основное оборудование Детский стол Детский стул Стол для педагога Стул для педагога Шкаф для хранения методического материала, учебного оборудования Ноутбук Синтезатор Методическое обеспечение Материалы Количество Демонстрационный материал Плакаты с изображением композиторов 10 Музыкально – дидактические игры 15 Карточки с музыкальными инструментами 15 Пособия 15 Технические средства Сценические костюмы 50 Ноутбук 1 Микрофон 2 Синтезатор 1 Раздаточный материал (по количеству обучающихся) Цветные карандаши и простые Блокноты для записей Шумовые инструменты Кабинет дополнительного образования, соответствующий санитарным нормам СанПин. Кадровые. 8 Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Содержание программы 8 месяцев обучения (64 часа, 2 часа в неделю) № п/п 1 2 3 4 5 Тема Вводное. Диагностика музыкальных способностей. Задачи: Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развитие музыкального слуха. Задачи: Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование музыкального слуха. Развитие музыкальной памяти. Задачи: Развитие фантазии и тренировка памяти. Развитие чувства ритма Задачи: Развитие слухового внимания и чувства ритма. Прослушивание голосов Задачи: Определить уровень Содержание Количество занятий Беседа, прослушивание музыкального 1 произведения Л. Абелян «Петь приятно и удобно». Фиксация диагностических данных Использование упражнений по выработке 1 точного восприятия мелодий: «Лесенка», «Бубенчики». Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Дидактические игры: «Угадай, на чем играю» Использование упражнений по выработке 1 точного воспроизведения мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Дидактические игры: «Сколько нас поёт», «Угадай песенку». Знакомство с понятием «метр», «темп». 1 Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Дидактические игры: «Передай ритм», «Научим танцевать матрешку» Прослушивание голосов детей с 1 музыкальным сопровождением и без него. Индивидуальная работа: 9 6 7 8 9 музыкальных способностей. Певческая установка дыхания Задачи: Развить умения управлять мускулатурой дыхательных мышц (упражнять в дыхании без звука), а так же физическое укрепление организма в целом. Распевание Задачи: Развитие интонационно –фонетических навыков. Развитие боковых мышц, точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма речи, закрепление гласных звуков в свободной речи, выполнение движений в ритме музыки. Развитие речи детей, чувство ритма, координацию движений быстроту реакции, закрепление движения правой и левой руки. Дикция Задачи: Устранять напряжение и Скованность артикуляционных мышц, разогревать мышцы языка. Губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность. Работа над репертуаром Задачи: Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Учить детей «Здравствуйте» И. Картушина. Работа над выработкой умений, 1 правильного поведения воспитанника во время занятия: «Чтоб выучиться пению» муз. Лазарева Знакомство с основным положением корпуса и головы: «Песенка-обучалочка» муз. А.Тепловой Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения: «Пароход» - Короткий вдох, долгий выдох; «Трактор». «Волшебная ниточка»- на звук «И» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Разогревание и настройка голосового 1 аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки: 1. «Лесенка» Е.Тиличеевой 2. «Василѐк»рус.нар.песня 3. «Курица» Е.Тиличеевой Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Отчетливое произношение слов, внимание 1 на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок: «Бык-тупогуб», «Веники» Индивидуальная работа по развитию 1 певческих навыков: «Листопад» муз.Т. Попатенко и сл. Е.Авдиенко Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. 10 10 исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе, напевно в умеренном, петь естественным звуком, выразительно выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Развитие музыкального слуха Задачи: Совершенствовать ритмический слух Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий: «Эхо» Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки): «Музыкальные загадки» Дидактические игры: «Кто самый внимательный?». Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодий: «Картина оживает» Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки): «Дождик Кап» Дидактические игры: «Хлоп-шлёп» Знакомство с понятием «метр», «темп»: «Воротики» Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки): «Лесные шаги» Дидактические игры: «Кулачки-ладошки» Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия Знакомство с основным положением корпуса и головы: «Песенкаобучалочка» муз. А.Тепловой Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения: «Волшебная ниточка», «Ветерок» Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки: «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) 1 11 Развитие музыкальной памяти Задачи: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память. 12 Развитие чувства ритма Задачи: Учить составлять ритмический рассказ 13 Певческая установка дыхания Задачи: Развитие навыка спокойного и энергичного вдоха. 14 Распевание 1 Задачи: Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Дикция Отчетливое произношение слов, внимание 1 Задачи: на ударные слоги, работа с Учить детей чѐтко артикуляционным аппаратом. 15 1 1 1 11 16 17 18 19 20 проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоции: грустно, радостно, ласково, удивлѐнно и.т.д. Работа над репертуаром Задачи: Продолжать учить детей естественным голосом. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические смысловые ударения в соответствии с текстом пения. Развитие музыкального слуха Задачи: Развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада. Развитие музыкальной памяти Задачи: формирование у детей представления о польке и вальсе на основе некоторых их элементов. Развитие чувства ритма Задачи: Различение ритма Певческая установка дыхания Задачи: Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения Использование скороговорок: «Веники», «Пароход» - Короткий вдох, долгий выдох; «Трактор». «Волшебная ниточка»- на звук «И» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. «Бык-тупогуб» Индивидуальная работа по развитию 1 певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией: «Песенка про хомячка» Л. Абелян, «Тигренок» А. Ермолов Использование упражнений по выработке 1 точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Дидактические игры: «Какой колокольчик звучит», «Чей голос?» Использование упражнений по выработке 1 точного воспроизведения мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Дидактические игры: «Обезьянки», «Осенняя песенка». Закрепление понятий «метр», «темп». 1 Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки). Дидактические игры: «Зеваки и торопыги», Ритмическая игра «Чики-Чики-Чикалочка» Работа над выработкой умений, 1 правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения: упражнение «Поющий будильник» сборник «Вокально – хоровая работа в 12 опоры на дыхании, Тренировать артикуляционный аппарат 21 Распевание Задачи: Продолжать работу над развитием умение чисто интонировать при поступенном движение мелодии. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке. Точно интонировать интервалы. 22 Дикция Задачи: Выработать движение широкой передней части языка вверх, и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 23 Работа над репертуаром Задачи: Учить детей ощущать и передавать интонацию в пении песен и упражнений. Прослушивание голосов Задачи: Продолжать работу над развитием голоса детей, добиваясь чистоты каждого интервала. Развитие музыкального 24 25 детском саду» М.Ю Картушина упражнение «Поезд» Э. Костина дети становятся друг за другом, и поезд отправляется медленно говорят «пых», затем всё быстрее. Разогревание и настройка голосового 1 аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки: игра «Собачка» по Т. Нестеренко. Дети кладут руки на продольные мышцы живота и как – бы начинают нажимать на кнопочку и собачка «лает». Упражнения по методике парадоксальной дыхательной гимнастике А.Н Стрельниковой «Кошечка» «Ладошки» «Ушки» Отчетливое произношение слов, внимание 1 на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок: 1. «Вѐз корабль карамель 2. «Крот». 3. Знакомый материал. Пение с приставленной к уху ладонью. упражнение «Колокол» упражнение «Звуковая дорожка» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) распевка «Колокольчик» Чистоговорка, стр. 32 (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) игра «Кузнечик» стр. 56-57 (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) распевка «Это я» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) Индивидуальная работа по развитию 1 певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией: «Мамочка любимая» Т. Чугайкина Прослушивание голосов детей с 1 музыкальным сопровождением и без него. Индивидуальная работа. 1. «Фокус-покус». 2. «Чудо-лесенка». 3. «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой Использование упражнений по выработке 1 13 26 27 28 29 слуха Задачи: Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. Развивать навыки хорового пения и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. Развитие музыкальной памяти Задачи: Развивать внимание и точность исполнение хлопков и шлепков, уметь согласовывать движение рук и речи. Развивать точность выполнения словесной инструкции. Развитие чувства ритма Задачи: Учить распределять внимание, слышать метроритмическую пуль сацию. Работа над репертуаром Задачи: Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения, формировать сценическую культуру. Дикция Задачи: Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Работа точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Дидактические игры: «Озорное эхо», «Музыкальный теремок». Использование упражнений по выработке 1 точного воспроизведения мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Дидактические игры: «Поймай песенку» Закрепление понятий «метр», «темп». 1 Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки). Дидактические игры. «Ритмическое лото», «Тень-тень» Индивидуальная работа по развитию 1 певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. По усмотрению музыкального руководителя Отчетливое произношение слов, внимание 1 на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. упражнение «Зарядка язычка» О.В Кацер 14 над правильным звукообразованием. Работа над правильным формированием гласных Развитие ладового чувства. 30 Певческая установка дыхания Задачи: Продолжать формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы. Способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. Развитие речевого и певческого дыхания. Развитие чувство ритма, дыхательного аппарата, внимания, музыкальной памяти. 31 Работа над репертуаром Задачи: Совершенствовать вокальные навыки: петь естественным звуком, без напряжения, чисто интонировать в удобном диапазоне, петь под аккомпанемент, под фонограмму, а capella. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение, самостоятельно попадать в тонику. Закреплять певческие навыки, упражнение «Злой – добрый» (дети произносят звук – у – злой, а звук – а – добрый) «Язычок проснулся» Будим язычок, толкаем его (язык к правой щеке, к левой щеке). Язычок проснулся, выглянул в окно (высовывают язык). Очень холодно на улице, он спрятался (язык убираю, затем опять высовывают, прячут) «Надуваем шарик» (вдох – задержка, при этом руки на животе, чувствуют, как напрягаются мышцы живота и он выпячивается, как – будто надулся шарик) Работа над выработкой умений, 1 правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. «Быстро – медленно» Педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным, если быстро – вдох энергичный быстрый. Упражнение «Цветочек» дети делают вдох (нюхают) и задержка, и на выдохе говорят «а – а – ах». упражнение «Задуем свечку» дети делают вдох, задержка, а затем дуют на ладошку, как – будто задувают пламя (выдох может быть коротким или длинным) Индивидуальная работа по развитию 1 певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. По усмотрению музыкального руководителя 15 32 33 34 35 усиливать интерес к певческой деятельности. Итоговое занятие. Сольное, ансамблевое выступление детей на Анализ работы праздниках, концертах. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук, как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру речи и движения. Фиксация индивидуальных достижений. Распевание Разогревание и настройка голосового Задачи: аппарата обучающихся. Упражнение на Упражнять в точном дыхание: считалки, припевки, дразнилки. интонировании «Дирижёр» тонической терции, Педагог «дирижёр» поднимает руки вверх и которая помогает считает до трёх, дети делают вдох. Педагог ощутить ладовую опору. держит руки вверху и считает до трёх, дети Развивать певческую – задержка дыхания. При медленном импровизацию, то есть опускании рук педагога, дети выдыхают приводит к развитию воздух (счёт до шести). Постепенно счёт на ладового чувства, вдох и задержку дыхания можно довести до музыкально – шести. Желательно, чтобы выдох был по слуховых продолжительности в два раза дольше представлений. вдоха. вокальная игра «Пой со мной» Развитие речевого (сборник «Вокально – хоровая работа в аппарата. детском саду» М.Ю. Картушина), вокальная игра «Попугаи». Упражнение – игра «Зов». Дикция Отчетливое произношение слов, внимание Задачи: на ударные слоги, работа с Закреплять быстрое артикуляционным аппаратом. произнесение звонких и Использование скороговорок. глухих, согласных «Язычок проснулся» звуков, протяжное – Будим язычок, толкаем его (язык к правой свистящих и шипящих, щеке, к левой щеке). Язычок проснулся, звуковысотное выглянул в окно (высовывают язык). Очень пропевание –сонорных. холодно на улице, он спрятался (язык Упражнять в точном убираю, затем опять высовывают, прячут) интонировании упражнение «Зарядка язычка» О.В Кацер тонической терции, попевка «Кошкин дом» стр. 60 - 62 которая помогает попевка «Где ты была сегодня киска?» ощутить ладовую опору. попевка «Зайка, зайка, где бывал?» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) упражнение «Три сороки» стр. 72 (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) Работа над репертуаром Индивидуальная работа по развитию Задачи: певческих навыков. 1 1 1 1 16 36 37 38 39 Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. Навыки эмоциональной выразительности. Итоговое занятие. Анализ работы за год. Коммуникативная игра – приветствие. Задачи: Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Дыхательная гимнастика. Задачи: Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух. Преодоление дефектов речи. Вокальноартикуляционная гимнастика. Задачи: Подготовить речевой аппарат к работе над Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. По усмотрению музыкального руководителя Сольное, ансамблевое выступление детей на 1 праздниках, концертах. Фиксация достижений развития речевого и певческого дыхания: развитие чувства ритма, дыхательного аппарата, внимания, музыкальной памяти. Уровень освоения навыков хорового и индивидуального выразительного пения, формирование сценической культуры. музыкальное приветствие «Здравствуйте!» 1 М. Ю Картушина (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) упражнения по методике парадоксальной 1 дыхательной гимнастике А.Н Стрельниковой «Кошечка» «Ладошки» «Ушки» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина). Игра с кубиками разного цвета. В игре используют 2 кубика. Один – красного цвета, другой – зелёного. У каждого кубика своя функция: красный кубик означает 1 долгий выдох, зелёный – 2 коротких выдоха. Показывая кубики поочерёдно, меняя их произвольно, педагог следит за ритмичностью выполнения упражнения детьми. Педагог предлагает детям каждый раз новый ритм / можно изобразить даже ход поезда с ускорением и замедлением в конце. А также можно предложить детям по ритму, выполненному выдохами, используя кубики, знакомую песню. упражнение «Злой – добрый» 1 (дети произносят звук – у – злой, а звук – а – добрый) «Язычок проснулся» Будим язычок, толкаем его (язык к правой 17 развитием голоса. Работа над правильным звукообразованием. Работа над правильным формированием гласных Развитие ладового чувства. щеке, к левой щеке). Язычок проснулся, выглянул в окно (высовывают язык). Очень холодно на улице, он спрятался (язык убираю, затем опять высовывают, прячут) Пение с приставленной к уху ладонью. упражнение «Колокол» упражнение «Звуковая дорожка» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) распевка «Колокольчик» Чистоговорка, стр. 32 (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) игра «Кузнечик» стр. 56-57 (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) 40 41 Пение Задачи: Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения, формировать сценическую культуру Коммуникативная игра – приветствие. Задачи: Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. распевка «Это я» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) Репертуар по усмотрению музыкального руководителя музыкальное приветствие «Здравствуйте!» М. Ю Картушина (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) 1 1 приветствие «Музыка здравствуй» «Добрый день, добрый час» «Песенка - приветствие» М.Ю Картушиной (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) 42 Дыхательная Дыхательные упражнения по С.Б Толкачёву 1 18 гимнастика. Задачи: Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании 43 Вокальноартикуляционная гимнастика. Задачи: Закреплять быстрое произнесение звонких и глухих согласных звуков, протяжное – свистящих и шипящих, звуковысотное пропевание – сонорных. Упражнять в точном интонировании тонической терции, которая помогает ощутить ладовую опору. Развивать певческую импровизацию, то есть приводит к развитию ладового чувства, музыкально – слуховых представлений. Развитие речевого аппарата. 44 Пение. Задачи: «Петух» «Ёжик» «Комарик» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) «Быстро – медленно» Педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным, если быстро – вдох энергичный быстрый. «Воздушный шарик» Дети выстраивают круг. Представляя, что это воздушный шарик. Сдувают шарик (сужают его) и произносят звук – с -, а надувают звук – Ф -. упражнение «Согласные звуки» стр. 35 - 36 (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) 1 вокальная игра «Мы весёлые ребята»стр. 48 (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) упражнение «Кто как кричит» стр. 54 (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) попевка «Кошкин дом» стр. 60 - 62 попевка «Где ты была сегодня киска?» попевка «Зайка, зайка, где бывал?» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) упражнение «Три сороки» стр. 72 (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) Репертуар по усмотрению музыкального руководителя 1 19 45 46 47 Совершенствовать вокальные навыки: петь естественным звуком, без напряжения, чисто интонировать в удобном диапазоне, петь под аккомпанемент, под фонограмму, а capella. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение, самостоятельно попадать в тонику. Закреплять певческие навыки, усиливать интерес к певческой деятельности. Коммуникативная игра«Песенка - приветствие» М.Ю Картушиной 1 приветствие. (сборник «Вокально – хоровая работа в Задачи: детском саду» М.Ю Картушина) Освоение пространства, установление контактов, «Здравствуйте» М.Ю Картушина психологическая настройка на работу. Дыхательная гимнастика «Сдуваем листочек» 1 Задачи: (вдох - задержка – выдох, на выдох Развитие умения сдувают листочек с правой руки, вдох – управлять мускулатурой выдох, сдувают листочек с левой руки) дыхательных мышц «Надуваем шарик» (упражнять в дыхании (вдох – задержка, при этом руки на животе, без звука), а так же чувствуют, как напрягаются мышцы живота физическое укрепление и он выпячивается, как – будто надулся организма в целом. шарик) «Дирижёр» Педагог «дирижёр» поднимает руки вверх и Упражнять в увеличении считает до трёх, дети делают вдох. Педагог продолжительности держит руки вверху и считает до трёх, дети задержки дыхания и – задержка дыхания. При медленном выдоха. опускании рук педагога, дети выдыхают воздух (счёт до шести). Постепенно счёт на Развитие равномерности вдох и задержку дыхания можно довести до выдоха, произнося при шести. Желательно, чтобы выдох был по этом звуки. продолжительности в два раза дольше вдоха. «Воздушный шарик» Дети выстраивают круг. Представляя, что это воздушный шарик. Сдувают шарик (сужают его) и произносят звук – с -, а надувают звук – Ф -. Вокально«Язычок проснулся» 1 артикуляционная Будим язычок, толкаем его (язык к правой гимнастика. щеке, к левой щеке). Язычок проснулся, Задачи: выглянул в окно (высовывают язык). Очень Устранять напряжение и холодно на улице, он спрятался (язык 20 скованность артикуляционных мышц, разогревать мышцы языка. Губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность. 48 49 50 убираю, затем опять высовывают, прячут) сказка «Путешествие язычка» О.В Кацер «Весёлые звуки» Пропеваение гласных звуков «А – О – У – И – Э» Развитие интонационно пальчиковая игра «Мышки» – фонетических навыков. (сборник «Вокально – хоровая работа в Развитие боковых мышц, детском саду», пальчиковая игра «Мышки» точное сочетание речи и М.Ю. Картушина) движения, выработка пальчиковая игра «Паучок» Е. Железнова темпа и ритма речи, упражнение «Пильщики» закрепление гласных звуков в свободной речи, упражнение «Фи – фа – дед» выполнение движений в ритме музыки. Развитие речи детей, чувство ритма, координацию движений быстроту реакции, закрепление движения правой и левой руки. Коммуникативная игра «Песенка - приветствие» М.Ю Картушиной – приветствие. (сборник «Вокально – хоровая работа в Задачи: детском саду» М.Ю Картушина) Освоение пространства, «Здравствуйте» М.Ю Картушина установление контактов, психологическая настройка на работу. Дыхательная «Дыхание под музыку» стр. 8 гимнастика. Задачи: «Засыпающий цветок» стр.9 Развитие умения (вдох – задержка, при этом руки на животе, управлять мускулатурой чувствуют, как напрягаются мышцы живота дыхательных мышц и он выпячивается, как – будто надулся (упражнять в дыхании шарик) без звука), а так же «Свеча» стр.9 физическое укрепление организма в целом. 1 1 Упражнять в увеличении «Воздушный шарик» продолжительности Дети выстраивают круг. Представляя, что задержки дыхания и это воздушный шарик. Сдувают шарик выдоха. (сужают его) и произносят звук – с -, а надувают звук – Ф -. Развитие равномерности выдоха, произнося при этом звуки. Вокально«Весёлые звуки» 1 артикуляционная Пропеваение гласных звуков «А – О – У – И 21 гимнастика. – Э» Задачи: Устранять напряжение и пальчиковая игра «Мышки» скованность (сборник «Вокально – хоровая работа в артикуляционных мышц, детском саду», пальчиковая игра «Мышки» разогревать мышцы М.Ю Картушина) языка. Губ, щёк, пальчиковая игра «Паучок» Е. Железнова челюсти, обеспечивая им упражнение «Пильщики» наибольшую подвижность. упражнение «Фи – фа – дед» 51 52 53 Развитие интонационно – фонетических навыков. Развитие боковых мышц, точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма речи, закрепление гласных звуков в свободной речи, выполнение движений в ритме музыки. Развитие речи детей, чувство ритма, координацию движений быстроту реакции, закрепление движения правой и левой руки. Коммуникативная игра – приветствие. Задачи: Психологическая настройка на занятие. Дыхательная гимнастика. Задачи: Развитие навыка спокойного и энергичного вдоха. Вокальноартикуляционная гимнастика. Музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!» Муз. и сл. В. Лазарев 1 «Быстро – медленно» 1 Педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным, если быстро – вдох энергичный быстрый. упражнение «Цветочек» дети делают вдох (нюхают) и задержка, и на выдохе говорят «а – а – ах». упражнение «Задуем свечку» дети делают вдох, задержка, а затем дуют на ладошку, как – будто задувают пламя (выдох может быть коротким или длинным) игра «Собачка» по Т. Нестеренко. Дети кладут руки на продольные мышцы живота и как – бы начинают нажимать на кнопочку и собачка «лает» (видео, по гармонии, уроки Нестеренко) упражнение «Зарядка язычка» О.В Кацер 1 упражнение «Злой – добрый» 22 Задачи: Развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата. Освобождение артикуляционных мышц от напряжности и скованности. Формирование слогов в пении и закрепления знаний русского алфавита. Развитие силы голоса и речевого дыхания, упражнять в точном интонировании трезвучий. Удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуках. Для правильного формирования гласных звуков. 54 55 Коммуникативная игра – приветствие. Задача: Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Дыхательная гимнастика. Задачи: Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. (дети произносят звук – у – злой, а звук – а – добрый) «Язычок проснулся» Будим язычок, толкаем его (язык к правой щеке, к левой щеке). Язычок проснулся, выглянул в окно (высовывают язык). Очень холодно на улице, он спрятался (язык убираю, затем опять высовывают, прячут) упражнение «Поющий будильник» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) упражнение «Поезд» дети становятся друг за другом, и поезд отправляется (медленно говорят «пых», затем всё быстрее) «Эхо» Дети становятся в два ряда лицом друг другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит, а другая тихо отзывается - а, любые звуки (так же можно пропевать звуки). Можно играть, употребляя гласные звуки, а так же сочетания ау, уа, иа, ио и.т.д. распевка «Ветер» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) чистоговорка – попевка «Шипящие звуки» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина приветствие «Музыка здравствуй» «Добрый день, добрый час» «Надуваем шарик» (вдох – задержка, при этом руки на животе, чувствуют, как напрягаются мышцы живота и он выпячивается, как – будто надулся шарик) 1 1 игра «Собачка» по Т. Нестеренко. Дети кладут руки на продольные мышцы живота и как – бы начинают нажимать на кнопочку и собачка «лает» (видео, по гармонии, уроки Нестеренко) упражнение «Снежинка» Детям раздаются снежинки на верёвочках, 23 56 Вокальноартикуляционная гимнастика. Задачи: Продолжаем работу над дикцией, подготовка речевого аппарата к работе над развитием голоса. Активизация мышц языка. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса. Работа с детьми «гудошниками» 57 58 Продолжать работу над развитием умение чисто интонировать при поступенном движение мелодии. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Коммуникативная игра – приветствие. Задачи: Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Дыхательная гимнастика. Задачи: Продолжать формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы. Способствовать появлению ощущения опоры на дыхании. Тренировать они начинают дуть на них. «Язычок проснулся» Будим язычок, толкаем его (язык к правой щеке, к левой щеке). Язычок проснулся, выглянул в окно (высовывают язык). Очень холодно на улице, он спрятался (язык убираю, затем опять высовывают, прячут) 1 упражнение «Зарядка язычка» О.В Кацер речевая игра «Медведь и ёлка» Детям одеваются маски и они между собой ведут диалог, как медведь – низким голосом, как зайчик – высоким голосом. «Как на горке снег, снег» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) распевка «Это я» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) распевка «Зимняя чистоговорка» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) упражнение «Поющий будильник» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) чистоговорка – попевка «Шипящие звуки» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) приветствие «Музыка здравствуй» «Добрый день, добрый час» 1 упражнение «Греем ладошки» Дети стоят, энергичный вдох, задержка дыхания, и выдох идёт порциями. Как – будто греем ладошки. 1 упражнение «Котёнок и шар» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) «Быстро – медленно» Педагог поднимает руку вверх медленно, 24 артикуляционный аппарат. 59 Вокальноартикуляционная гимнастика. Задача: Учить детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Выработать движение широкой передней части языка вверх, и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Продолжать работу над развитием голоса детей, добиваясь чистоты каждого интервала. 60 Коммуникативная игра – приветствие. Задача: Освоение пространства, вдох должен быть плавным, если быстро – вдох энергичный быстрый. «Дирижёр» Педагог «дирижёр» поднимает руки вверх и считает до трёх, дети делают вдох. Педагог держит руки вверху и считает до трёх, дети – задержка дыхания. При медленном опускании рук педагога, дети выдыхают воздух (счёт до шести). Постепенно счёт на вдох и задержку дыхания можно довести до шести. Желательно, чтобы выдох был по продолжительности в два раза дольше вдоха. упражнение «Кто кричит?» 1 Дети изображают крик ослика, крик в лесу, скулит щенок, пищит котёнок. упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язычок, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх, она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. «Язычок проснулся» Будим язычок, толкаем его (язык к правой щеке, к левой щеке). Язычок проснулся, выглянул в окно (высовывают язык). Очень холодно на улице, он спрятался (язык убираю, затем опять высовывают, прячут) вокальная игра «Пой со мной» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) вокальная игра «Попугаи» сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) «Песенка - приветствие» М.Ю Картушиной (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) приветствие «Музыка здравствуй» 1 25 61 62 установление контактов, «Добрый день, добрый час» психологическая настройка на работу. Дыхательная гимнастика Игра с кубиками разного цвета. 1 Задача: В игре используют 2 кубика. Один – Продолжать красного цвета, другой – зелёного. У формировать более каждого кубика своя функция: красный прочный навык дыхания, кубик означает 1 долгий выдох, зелёный – 2 укреплять дыхательные коротких выдоха. Показывая кубики мышцы. Способствовать поочерёдно, меняя их произвольно, педагог появлению ощущения следит за ритмичностью выполнения опоры на дыхании, упражнения детьми. Педагог предлагает тренировать детям каждый раз новый ритм / можно артикуляционный изобразить даже ход поезда с ускорением и аппарат. замедлением в конце. А также можно Развитие речевого и предложить детям по ритму, выполненному певческого дыхания. выдохами, используя кубики, знакомую Развитие чувство ритма, песню. дыхательного аппарата, Упражнение – игра «Зов» внимания, музыкальной Дети встают полукругом, повернувшись к памяти. окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой. По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо). Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Вокально«Язычок проснулся» 1 артикуляционная Будим язычок, толкаем его (язык к правой гимнастика щеке, к левой щеке). Язычок проснулся, Задача: выглянул в окно (высовывают язык). Очень Устранить напряжение и холодно на улице, он спрятался (язык скованность убираю, затем опять высовывают, прячут) артикуляционных мышц; упражнение «Зарядка язычка» О.В Кацер разогреть мышцы языка, упражнение «Встреча язычка с жителями губ, щек, челюсти, удивительной страны» О.В Кацер обеспечивая им «Как на горке снег, снег» наибольшую (сборник «Вокально – хоровая работа в подвижность; детском саду» М.Ю. Картушина) развить мимику, артикуляционную распевка «Это я» моторику; (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина). Учить детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений, то попевка «Друзья» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина) 26 есть работа над интонацией. Коммуникативная игра – приветствие Задача: Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Дыхательная гимнастика. Задача: Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух. Преодоление дефектов речи. 63 64 Используется сказка. Кто на какой лесенке сидел, при этом использовать картинки или игрушки на лесенке музыкальное приветствие «Здравствуйте!» М. Ю Картушина (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю Картушина) упражнения по методике парадоксальной дыхательной гимнастике А.Н Стрельниковой «Кошечка» «Ладошки» «Ушки» (сборник «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушина). Игра с кубиками разного цвета. В игре используют 2 кубика. Один – красного цвета, другой – зелёного. У каждого кубика своя функция: красный кубик означает 1 долгий выдох, зелёный – 2 коротких выдоха. Показывая кубики поочерёдно, меняя их произвольно, педагог следит за ритмичностью выполнения упражнения детьми. Педагог предлагает детям каждый раз новый ритм / можно изобразить даже ход поезда с ускорением и замедлением в конце. А также можно предложить детям по ритму, выполненному выдохами, используя кубики, знакомую песню. Итого: 1 1 64 Учебный план № Раздел программы Всего Теория Практика 1 «Вокал» 52 12 40 2 «Коллективное исполнительство» Итого 12 4 8 64 16 48 Формы аттестации/контроля Выполнение заданий самостоятельно Выполнение заданий самостоятельно Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Карусель» 27 № Режим деятельности 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Начало учебного года Продолжительность учебного периода Продолжительность учебной недели Периодичность учебных занятий Количество часов Окончание учебного года Период реализации программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Карусель» 1 октября 32 учебных недели 5 дней 2 раза в неделю 64 часа 31 мая 01.10.2024-30.05.2025 Рабочая программа воспитания Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся: - гражданско-патриотическое - нравственное и духовное воспитание; - воспитание положительного отношения к труду и творчеству; - интеллектуальное воспитание; - здоровьесберегающее воспитание; - правовое воспитание и культура безопасности; - воспитание семейных ценностей; - формирование коммуникативной культуры; - экологическое воспитание. Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков. Используемые формы воспитательной работы: просмотр концертов, знакомство с произведениями народной, авторской классической и современной музыки, музыкальными традициями русского народа. Методы: словесные, практические, наглядные. Планируемый результат: повышение мотивации к вокалу; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к 28 получению качественного законченного результата; сформированность нравственного, творческого и коммуникативного потенциалов личности. Календарный план воспитательной работы № п/п Название мероприятия, события Направления воспитательной работы Форма Сроки проведения проведения 1. Инструктаж по Т.Б., правила поведения на занятиях. Критерии внешнего вида. Безопасность и здоровый образ жизни В рамках занятий Октябрь 2. История возникновения искусства пения Нравственное воспитание В рамках занятий Октябрьмай 3. Участие в праздничных мероприятиях Нравственное и духовное воспитание В рамках занятий Ноябрьмай 4. Беседа о празднике «День защитника Отечества» В рамках занятий Февраль 5. Беседа о празднике «8 марта» В рамках занятий Март 6. Беседа о празднике «День победы», разучивание тематического репертуара, выступление в праздничном мероприятии. В рамках занятий Март 7. Открытые занятия для родителей Гражданскопатриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей Гражданскопатриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей Гражданскопатриотическое, нравственное и духовное воспитание; формирование коммуникативной культуры. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры В рамках занятий Декабрь, май Список литературы: Нормативные правовые акты: 29 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599. 3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597. 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области". Для педагога дополнительного образования: 1. Программа Э.П. Костиной «Камертон», «Линка-Пресс», 2008г. 2. О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей», Москва 2010 г. 30 3. Н. Ветлугина Е. Мерзлякова «Музыкальный букварь», «Фольклор-музыка-театр», М.:Гуманит изд.центр ВЛАДОС 2003 г. 4. Т.Сауко, А.Буренина «Топ-хлоп, малыши», М.:Мозаика-Синтез, 2015 г. 5. О.П.Радынова «Музыкальные шедевры», «Издательство-Гном и Д» 2000 г. 31