ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00813E7E0900564C3C5CEB940B74E0456B Владелец: Москалева Наталья Витальевна Действителен: с 19.08.2024 до 12.11.2025 Пояснительная записка Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребенка. Именно до поступления в школу возникает необходимость устранить эти дефекты. В результате проведения специально организованного обучения можно не только исправить первичный, но и предупредить вторичный дефекты. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Звукарики» направлена на: - раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; - изучение уровня и динамики речевого развития дошкольников; - формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова); - формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова). - развитие коммуникативно-познавательных процессов речевых способностей, успешности в общении. Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Н.В. Нищева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционноразвивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно- речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. В программе реализуются идеи комплексного сопровождения ребенка с нарушением развития в дошкольном образовательном учреждении (Н.В. Нищева). Данная программа представляет собой коррекционно – развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем, при обучении его в массовой школе, а также его социализации. Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы. Ключевые понятия: «Речевое дыхание» - обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. «Автоматизация звуков» - очень важный и необходимый этап в коррекционной работе по постановке звуков. На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Ребенок учится правильно произносить уже поставленный звук изолированно, затем в слогах, словах, фразах. «Дифференциация звуков» - научит ребенка различать и правильно употреблять в речи, смешиваемые, при произношении, звуки. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Индивидуальные занятия с логопедом» имеет социально-гуманитарную направленность. Уровень освоения программы – базовый. Актуальность программы: В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, возникла необходимость введения специализированных программ по коррекции речевых нарушений. Данная программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи. Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 4- летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии 3 (Парамонова Л.Г.). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка. Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации. Педагогическая целесообразность программы: овладение умениями пересказывать произведения, понимать, запоминать и использовать в своих рассказах авторские средства: проявлять интерес к самостоятельному сочинению; активно владеть словарём; пользоваться всеми основными грамматическими нормами речи; чисто и правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться различными средствами интонационной выразительностью. Практическая значимость программы: состоит в создании условий, благоприятных для коррекционной работы по исправлению звукопроизношения. Отличительные особенности программы: данной программы от уже существующей программы является то, что в её структуру входит образовательная деятельность, позволяющая приобретению ребёнком интереса направленного на решение задач по подготовке обучению грамоте. Принципы отбора содержания: • доступность; • наглядность; • коммуникативная направленность; • актуальность; • связь теории с практикой; • учет национально-культурной специфики общения; • последовательность и систематичность; • дифференциация и интеграция; • активность; • учет возрастных особенностей воспитанников; • воспитывающее обучение; • Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие связной речи, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников. • Задачи программы: • -Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; • -Преодоление недостатков в речевом развитии; • -Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия; • -Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов. • Развитие речевого дыхания; • - Постановка звуков и ввод их в речь; • -Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений; • -Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта; • -Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем; • - Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи; • - Профилактика нарушений письменной речи; • - Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетикофонематического недоразвития у детей младшего дошкольного возраста. Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет, посещающих МАДОУ д/с № 4. Особенности организации образовательного процесса Набор детей осуществляется из воспитанников подготовительных групп МАДОУ д/с № 4. Состав группы 10 человек. Форма обучения – очная. Режим занятий, периодичность и продолжительность Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, 36 часов в год. Академический час длится 20 минут. Объем и срок освоения образовательной программы Срок освоения программы 9 месяцев с сентября по май. Общее количество часов – 36. Основные методы обучения: Форма организации образовательной деятельности – занятие. Методы: - словесные (объяснения, поощрения, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей, беседы, вопросы); -наглядные методы (демонстрация наглядных пособий, картин, предметных картинок, демонстрация слайдов); -практические (выполнение и повторение упражнений с последующим усложнением заданий) Планируемые результаты: Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь с параметрами возрастной нормы, отвечает на вопросы, используя простые распространенные и сложные предложения; - свободно общается со сверстниками; - фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи; - правильно передает слоговую структуру слов в самостоятельной речи; - владеет элементарными навыками пересказа и навыками диалогической речи; - владеет навыками словообразования; - грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; - использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий, владеет элементами грамоты. - автоматизация нарушенных звуков. Механизм оценивания образовательных результатов: диагностика Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие для родителей. Организационно-педагогические условия реализации программы Материально-технические условия реализации образовательной программы Для реализации данной программы имеется помещение, отвечающее требованиям СанПиН. Развивающая предметно-пространственная среда включает соответствующую мебель, оснащение, оборудование и материалы: Основное оборудование Наименование Детские столы Детские стулья Зеркало Магнитная доска Магнитофон (аудиоколонка) Шкаф для хранения методического материала Учебно-методическое и информационное программы: Количество, шт. 3 20 1 1 1 1 обеспечение образовательной - Фишки красного, синего, зеленого цветов. - Карточки для определения позиции звука в слове. - Предметные, сюжетные картинки. - Вертушки. - Счетные палочки. - Шнуровки. - Набор прищепок. - Предметы для развития воздушной струи (трубочки, палочки свертушками, мыльные пузыри и т.д.). - Живой песок. - Музыкальные инструменты (бубен, маракасы, дудки, металлофон и т.д.). - Су-джок мячики. - Массажные шарики. - Массажные мячики. - Мозаики для развития мелкой моторики. Кадровое обеспечение Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявлений требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявлений требований к стажу работы. Содержание программы 9 месяцев обучения (36, часа, 1 час в неделю ) № Тема Гласные звуки Количество часов 2 5. Выработка речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Органы артикуляции. Артикуляционные упражнения. Звук «У». Понятие о звуковом ряде. «Детский сад» Звук «А». Понятие о звуковом ряде. «Овощи» Звук «И» «Птицы» 6. Звуки «А.У,И»«Фрукты» 7. Звук «Э» 8. Звук «О» «Сад – огород. Ягоды. Грибы» 9. Звук «Ы» Звуки « А, О, У, И, Ы, Э»«Домашние животные. Домашние птицы, их детеныши» Согласные звуки 1. 2. 3. 4. 1 1 1 1 1 1 10. Звук «М» 1 Звуки «М, МЬ» «ОСЕНЬ. ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ » 11. Звук «П» 1 Звуки «П, ПЬ» «Перелетные птицы» 12. Звук «Н» 1 Звуки «Н, НЬ» «Игрушки» 13. Звук «Б» Звуки «Б, БЬ» «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья. Звери наших лесов» 1 14. Звуки «Б, П» 1 Звук «В» «Зимующие птицы» 15. Звуки «В, ВЬ» 1 Звук «Д» «Зимние забавы» 16. Звуки «Д, ДЬ» 2 Гласные и согласные звуки «Хвойные деревья» 17. Звук «Т» 1 Звуки «Т, ТЬ» «Новый год» 18. Звуки «Д, Т» 1 19. Звук «Ф» «Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Ателье» 20. Звуки «Ф, ФЬ» 1 Звуки «В, Ф» «Дикие животные наших лесов. Их детеныши» 21. Звук «К» 1 1 Звуки «К, КЬ»«Дикие птицы» 22. Звук «Г» 1 Звуки «Г, ГЬ»«Наша пища. Труд повара. Посуда» 23. Звуки «К, Г» 1 Звук «Х»«Транспорт» 24. Звуки «Х, ХЬ» Звук «С» «День Защитника отечества. Военные профессии» 25. Звуки «С, СЬ» Звук «З»«Зима (обобщение)» 26. Звуки «З, ЗЬ» Звуки «С-З»«Ранняя весна» 27. Звук «Ц» Звуки «С-Ц» 1 1 1 1 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. «8 Марта- мамин праздник. Женские профессии» Звук «Ш» Звук «Ш» (продолжение) «Моя семья» Звуки «С-Ш» Звуки «С-Ш» «Перелетные птицыЖивотные жарких стран» Звуки «С-Ш» Звук «Ж»«Наш город. Дом» Звуки «З-Ж»«Мебель» Звуки «Ш-Ж» Рыбы Звук «Ч»«Комнатные растения» Звуки «Ч-Ц» «День Победы» Звук «Щ» Звуки «Ч-Щ» «Растения луга и сада» Согласные звуки «Насекомые» «Весна. Изменения в природе. Труд людей весной» Гласные звуки Времена года. Скоро лето. Активизация словаря на заданную тему. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 36 часов Учебный план № Раздел программы Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1 Гласные звуки 8 1 7 - 2 Согласные звуки 28 4 24 - 36 5 31 Итого: Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Звукарики» № Режим деятельности 1. 2. Начало учебного года Продолжительность учебного периода Продолжительность учебной недели Периодичность учебных занятий Количество часов Окончание учебного года Период реализации программы 3. 4. 5. 6. 7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Звукарики» 2 сентября 36 учебных недель 5 дней 2 раза в неделю 72 часа 30 мая 02.09.2024-30.05.2025 Рабочая программа воспитания Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственнее (идеальное) представление о человеке. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей. Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно- нравственного направления воспитания. Цель духовно-нравственного направления воспитания формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению. Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания. Цель познавательного направления воспитания - формированиеценности познания. Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Цель физического и оздоровительного воспитания формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду. Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания. Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте. Цель воспитания – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества. Используемые формы воспитательной работы: ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы; социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта; чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть; разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюдыинсценировки; рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов; организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или - авторских, детских поделок и тому подобное), экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок; игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд). Методы: словесные (описание, объяснение, разбор, указание, рассказ), наглядные (показ упражнений, использование пособий), практические (соревновательный, игровой, помощь). - Планируемый результат: Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества; проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. Календарный план воспитательной работы - № Название мероприятия, события Направления воспитательной 1. День знаний Социальное Тематический Познавательное день Социальное Праздничные мероприятия 2. Осенние праздники Форма проведения Сроки проведения работы Сентябрь Октябрь для детей и родителей 3. День Государственного Герба Российской Патриотическое Социальное Тематический день Ноябрь Социальное Праздничные Декабрь Федерации 4. Новый год мероприятия длядетей и родителей 5. День космонавтики Патриотическое Социальное Беседы: «Юрий Гагарин - первый космонавт»; «Животные космсе»; «Планеты солнечной системы». Слушание музыкальных произведений: «Марш космонавтов» Апрель в А.Рыбников; «Знаете, каким он парнем был» А.Пахмутова ,Н.Добронра вов. 6. День Победы Патриотическ ое Социальное Познавательн ое Выпу скные утрен ники Социальное 8. День России 6. День государственно го флага Российской 7. Работа над проектом «Книга памяти»; Май «На привале». Беседа о военных профессиях; праздничное мероприятие Торжественн ые праздничные мероприятия для детей, родителей Майиюнь Патриотическ оеСоциальное Познавательн ое Беседа потеме «Наша Родина – Россия», праздничное мероприятие Июнь Патриотическое Беседы Август Познавательн ое Федерации Список литературы: Нормативные правовые акты: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599. 3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597. 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области". Для педагога дополнительного образования: Арефьева З.А., Подобед С.О. Работа логопункта в дошкольном образовательном учреждении. «Дефектология», 2008 ., №5, с.54 Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — С-Пб.: Библиополис, 2009. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.- Методическое пособие. М.: «Сфера» 2008. Борисова Е.А.. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008. Епифанова О. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. «Дошкольное образование», 2009, №8, с 65. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., «Гном и Д», 2010. Нищева Н.В, "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР".М.: «Просвещение», 2009. Пожиленко Е.А Методические рекомендации по постановке у детей звуков. Пособие для логопедов. –СПб.: КАРО, 2009 Пожиленко Е.А., "Волшебный мир звуков и слов".- М.: «Просвещение», 2010. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией «Детство» Логиновой В.И, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., Мозаика-Синтез, 2010 г.- 208 с. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. №28-02-484\16); Библиотечка «Вестник образования России», 2009 г., №7, с. 51. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: «Просвещение», 2009г. Дополнительная литература Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 2009. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. – СПб.: КАРО, 2009. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: КАРО, 2009. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.- М.: «Просвещение», 2009. Ткаченко Т.А., "В первый класс с чистой речью".- М.: «Просвещение», 2009.