12.09.2022
«Влияние семьи на развитие музыкальной культуры и способностей ребенка»
Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке. Прослушивание дома с ребёнком детских песен и инструментальной музыки развивает воображение детей.
Слушая музыку, ребёнок создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их в своей фантазии.
Первые песни, с которыми встречается ребенок в своей жизни, – колыбельные. Все средства выразительности колыбельной: темп, мелодика, ритмическая структура – направлены на то, чтобы выровнять пульс, дыхание ребенка, снять эмоциональное возбуждение, успокоить его и усыпить.
Пение колыбельных песен в народной традиции реализовывало потребность ребенка в общении, способствовало накоплению у него чувственных впечатлений об окружающем его мире. С этим искусством дети соприкасаются с первых дней жизни, сначала слушая колыбельные песни, а позднее пытаясь издавать голосом протяжные звуки, ритмично двигаясь в «такт» музыке.
В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребенка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это, прежде всего, связано с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда еще музыка не была столь доступна во всем своем многообразии буквально каждому. Широкое распространение телевизоров, телефонов, компьютеров сместило акцент в потреблении музыки на индивидуальные формы. Это в определённой мере благотворно влияет на развитие личности, повышая систематичность восприятия музыки и увеличивая избирательность к произведениям искусства.
Большинство детей до трёх лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители должны понимать, что этот период очень важен для последующего развития ребенка. Мама и папа должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень. Но, однако, не следует забывать и об отрицательных сторонах этого процесса!
Содержание домашнего слушанья музыки, его интенсивность и качество, в отличие от общественного в гораздо меньшей степени подвергается контролю и регулированию. В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей даже с очень хорошими задатками. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьёзной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, театральная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Во многих семьях есть музыкальные инструменты – игрушки (металлофон, ксилофон, дудочка).
Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр – напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах. Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
- обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать
интерес к музыке, передать традиции своего народа,
- сформировать основы музыкальной культуры;
- развить музыкальные и творческие способности в процессе различных
видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство,
творчество, игра на детских музыкальных инструментах);
- способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Важно в работе с детьми использовать полноценную в художественном отношении музыку (классическую или народные произведения), уметь выразительно и эмоционально раскрыть ее содержание, а главное – самому ее любить. Свои первые впечатления о прекрасном связывают с семьёй М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, Д.Д. Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызывали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.01.2023
Дата обновления: 11.01.2023
Дата публикации: 12.09.2022