16.04.2021
По предъявляемым задачам образовательного процесса
видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей
(разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки
(подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение
работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит
успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные
занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.
Типовое занятие.
Это классическое форма организации, в которой участвуют все виды деятельности
дошкольников: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыкальных
композиций, распевка, речевая вокализация, разучивание песен, игровые и
творческие задания. Примеры типовых музыкальных занятий: «Клоун в гостях у
друзей» для средней группы (ребята показывают клоуну, чему они научились:
выполнение упражнение, слушание песен и выражение эмоций от услышанного,
сочинение продолжения песенной строки), «Музыка весны» в подготовительной
группе (прослушивание фрагментов «Подснежник», «Вальс цветов» П. И.
Чайковского, узнавание звучания музыкальных инструментов, выполнение
двигательных упражнений под музыку, исполнение акапелло- без музыкального
сопровождения, музыкальная игра).
Структура
типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные
упражнения
Доминантное занятие. Направлено
на развитие конкретного вида музыкальной деятельности или музыкального навыка
детей. Структура доминантного занятия может быть сохранена, как в типовом, но
каждый элемент подчиняется основной развивающей задаче.
Примеры: «Все нотки в гости будут к нам» в
подготовительной группе (доминантное занятие по развитию певческих навыков,
включает в структуру распевку, хоровое исполнение знакомых песен, синхронное
исполнение песни и танца, разучивание новой песенной композиции),
«Сказка-сказка, оживи!» в старшей группе (доминантное занятие по развитию
музыкально-ритмических движений, с выполнением игр, имитацией движений сказочных
персонажей под музыку, исполнением ритмического танца и танца-импровизации,
выполнения движений партерной гимнастики).
Для воспитанников старшей группы доминантные занятия
ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики
Комплексное занятие.
Музыкальное занятие этого типа содержит в структуре элемент из образовательных
разделов «Развитие речи», «Изодеятельность: рисование, лепка, аппликация»,
«Экспериментирование», «Трудовая деятельность» и др. Комплексное занятие
проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Примеры: «Музыка
дождя» в первой младшей группе (включение в музыкальное занятие задания по
нетрадиционному рисованию: пальчиковая живопись), «Зима» в средней группе
(музыкальная деятельность сочетается с изучением и обсуждением наглядного
материала: зимние пейзажи).
Комплексное
музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем
Интегрированное занятие.
Цель такого занятия состоит в раскрытии темы в нескольких видах деятельности:
музыкальной и речевой, музыкальной и познавательно-исследовательской и т. д.
Для проведения интегрированных занятий часто применяются ИКТ: просмотр
презентаций, использование интерактивной доски, компьютеров. Примеры
интегрированных занятий: «Музыкальная математика» в старшей группе (развитие
музыкальных и математических способностей: соотнесение формы музыкальных
инструментов с геометрическими фигурами, игровые задания на выполнение
ритмических движений и счёт), «Музыка природы» (обучение видеть взаимодействие
музыки и окружающего мира: изучение инструментов из природных материалов (из
камешков, орехов, семян, кусочков дерева), прослушивание аудиозаписей с
«голосами» природы и соотнесение их с инструментальными мелодиями).
Тема
интегрированного занятие раскрывается в образовательных областях:
«Художественно-эстетическое» и «Познание», например
Креативное занятие.
Построение занятия по музыкальному воспитанию в нетрадиционной форме:
путешествие, квест, спектакль-импровизация. Включение необычных видов
творчества: пантомима, рисование песком, на молоке, через мокрую марлю и т. д.
Примеры креативных занятий: «Музыка и театр» в старшей группе (знакомство с
театром теней как уникальным видом искусства), «О чём поёт песок» в
подготовительной группе (занятие включает творческую часть по рисованию на
песке под музыку).
Креативные занятия с дошкольниками имеют
творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию
Индивидуализация музыкальных занятий
Музыкальное
воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и
дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО. Руководитель наблюдает
за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и
танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести
мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года.
Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель
музыкального развития, и высокий.
Работа
музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает
создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и
для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию
творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные
музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4
воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к
предстоящему празднику.
Основные
приёмы на музыкальном занятии
Активное слушание музыки
(пластическое интонирование) — восприятие музыкального образа через движение
или жест. Дети при помощи движений рук, танцевальной импровизации показывают,
что им «видится» в звучащей мелодии.
Фонопедические упражнения
— упражнения по развитию вокальных навыков, голосовые игры.
Такие упражнения являются частым приёмом развития
голосовых способностей детей
Валеологические распевки
— простые упражнения-песенки для разработки голосовых связок, создают хорошее
настроение и подготавливают к пению.
Оркестровка —
исполнение мелодий при помощи музыкальных инструментов.
Использование
музыкального фольклора: народные песни-миниатюры («Сорока-сорока»,
«Ладушки-ладушки», «Заинька, попляши»), песни с припевом («Во поле берёзка
стояла»), народные танцы (с платочком, хороводы, присядка), игра на народных
инструментах (ложках, свистульках, трещотках).
Мнемотаблицы —
схематические рисунки, в которых заложен песенный текст. Использование опорных
рисунков делает заучивание песен увлекательным занятием, развивает внимание,
слуховую и зрительную память.
Использование мнемотаблиц облегчает заучивание
песенных текстов
Рефлексия —
определение эмоционального состояния, настроения в музыкальной деятельности.
Выражением рефлексии для дошкольников являются упражнения на передачу чувств, при
помощи рисования под музыкальное сопровождение, попытки показать внутреннее
состояние в танце.
Нетрадиционные приёмы:
поэтическое музицирование (придумывание мелодий для стихотворных текстов),
дирижирование, театрализация песен.
Мотивирующее начало музыкального занятия
Перед
музыкальным руководителем стоит задача по созданию заинтересованности детей в
изучении музыки как особого вида искусства, мотивации к развитию творческих
способностей. Результативность каждого занятия зависит от степени интереса в
начале занятия. Для привлечения внимания детей к теме занятия педагог
использует разнообразные приёмы:
привлечение сказочных персонажей к проведению
занятия
создание проблемной ситуации
включение воспитанников в игровую ситуацию
изучение наглядных материалов: иллюстраций, игрушек,
объектов мини-выставки
использование малых форм устного народного
творчества: загадок, частушек, пословиц
просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением
Музыкальные
занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный
руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным
планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах,
ритмических упражнений.
Музыкальный руководитель МАДОУ д/с №4, Малышева
Татьяна Юльевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.04.2021
Дата обновления: 16.04.2021
Дата публикации: 16.04.2021