Ритмические движения как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей дошкольного возраста.

22.10.2021

        Ритм - имеет немаловажное значение в жизни человека. Он сопровождает человека всю жизнь - биение сердца, капли дождя, тиканье часов и, наконец, музыка. Музыка, а в ее основу заложен ритм, действительно, является одним из самых выразительных средств общения между людьми и их единения. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем от мала до велика.

Развитие чувства ритма включает в себя развитие чувства темпа, метра, ритмического рисунка, чувство формы.

        Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью.

_____________________________________________________________________________

Первоначально мы учим детей подбирать и прохлопывать слова, состоящие из двух и трёх слогов, обозначая слоги кружками одинаковой величины:

Одно из следующих заданий – ритмизация заданных текстов. Педагог проговаривает стихотворный текст (дразнилки, считалки), одновременно сопровождая его хлопками, передавая ритмический рисунок – дети повторяют. Ритмический рисунок выкладывается на столе, прохлопывается, проигрывается на ударных инструментах. Дети учатся узнавать попевки, выложенные графически.

Регулярно занимаясь с детьми развитием ритма, речевыми упражнениями и наблюдая за результатами, мы составили для себя схему работы с ритмизацией стихов.

1. Установление метрического пульса простыми способами: шлепки по коленям, хлопки в ладоши, удары кулачками, притопы и т. д.

2. На фоне установленного пульса выразительное и ритмичное чтение стиха.

3. «Ритмическое эхо» - повторение стиха со звучащими жестами по фразам.

4. «Ритмическое эхо» с использованием ударных инструментов.

5. Придумывание вместе с детьми пластических жестов к стихотворению и декламация с жестами.

6. Инструментальная импровизация – озвучивание стихов музыкальными инструментами (когда это возможно по содержанию)

  

 Для детей используем цветовое обозначение звучащих жестов:

Хлопки – жёлтый

Шлепки – красный

Притопы – зелёный

Упражнения с цветными ритмическими карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.

Есть много вокально-хоровых упражнений на внимание с использованием ритмических движений. Использую в своей работе в виде разминки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания.

_____________________________________________________________________________

Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки, восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает - движение, слово, игра и т.д.

Всегда танцевальная деятельность вызывала и вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению танцевальной деятельности с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детский танец ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствуют всестороннему развитию ребенка. Так что же такое "танцевальная деятельность?" Прежде всего - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети, как хорошие актеры через пластику легко показывают любое состояние, изображают любой образ, умеют жить в созданном образе.

 

 

 

Танец - это не только забава, но и творческий труд. Музыка связана с танцем посредством ритма - последовательности звуков и пауз различной продолжительности. Танцы - это комбинация ритма и движения, тогда как музыка - это сочетание ритма и звука. Нас повсюду окружают ритмы - чириканье птиц, звуки дождя, вода, капающая из крана. Мы можем почувствовать ритм и внутри нашего собственного тела - в пульсе, в дыхании. Так как мы привыкли чувствовать и слышать ритмы, то, заслышав ритмичную музыку, нам трудно побороть желание пуститься в пляс. Таким образом, танец и музыка неразрывно связаны самой своей природой.

Ритм и координация движений - наиболее важные аспекты танца. Ребенок должен научиться согласовывать свои движения с ритмом музыки. Музыкальный ритм, с его сменой скорости движения, остановками по сигналу и изменениями силы движения, облегчает работу мышц, вносит большую долю эмоциональности, которая разнообразит и оживляет все задания на участие волевых центров, позволяя придавать большей части работы вид игры. Так как вся двигательная проработка исходит из законов музыкального ритма. Здесь полезным музыкальным материалом может служить хорошо знакомая детям песня, ее самый короткий отрезок. Песенный материал - хороший помощник в музыкальной части работы. С песни удобно начинать работу по структуре музыкальной фразы, здесь пригодна песня с повторяющейся ритмической темой. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение.

         В сюжетно-образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, т.е. соответствовать ее характеру и средствам музыкальной выразительности. Ритм способствует формирование пространственных ориентировок, развитие пространственного мышления и воображения. При помощи ритма происходит совершенствование навыков основных движений (различные виды ходьбы, бега, подскоков, боковой галоп).

         Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринимать музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Занятия музыкально - ритмическими движениями направлены на повышение физических возможностей ребенка путем равномерного развития всей мышечной системы, а также на профилактику и коррекцию некоторых физических недостатков (сутулость, искривление позвоночника, плоскостопие).

      Музыкально - ритмические занятия имеют и большое оздоровительно - гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение ребенка. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Красивые движения, разученные на занятии, ребенок с радостью, интересом будет выполнять и дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте.

         Ритмика закладывает надежный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребенка, для его серьезных занятий танцевальным творчеством, формирует любовь к танцам, движению на всю жизнь. Ритмика - это самый первый пропуск в мир красоты, здоровья, гармонии, музыкальности дошкольников.

 

 Принцип упражнений по развитию чувства ритма у ребенка остаётся неизменным: «слушаем — анализируем — повторяем». Существует несколько простых правил. Вот они:

1.      Слушайте много разной музыки, а затем пытайтесь воспроизводить услышанные мелодии голосом.

2.      Если вы умеете играть на каком-либо инструменте, то иногда играйте с метрономом. Воспроизводите различные ритмические рисунки, которые вы слышите, с помощью хлопков или постукивания. Постарайтесь всё время повышать свой уровень, выбирая из фигур всё более сложные.

3.      Танцуйте, а если не умеете — учитесь танцевать: танец прекрасно развивает чувство ритма. Работайте в паре или в группе. Это касается и танцев, и пения, и игры на инструменте.

4.      Если есть возможность играть в ансамбле, в оркестре, петь в хоре или танцевать в паре, обязательно воспользуйтесь ею!

 Музыкальные упражнения на ритм и координацию движений

«Бутерброд»

-Что такое бутерброд?! (действия: «лепим пирожки»)

-Это «на» (ладонью пр. руки 2 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу)Хочу такой сайт

-А это «под» (теперь ладонью лев. руки 2 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу)

-Что кладётся с верху «на» (ладонью пр. руки 4 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «на»)

-Масло, рыба, ветчина, огурец, икра (поочерёдно соединять пальцы рук на каждое слово: Большой – указательный – средний – безымянный – мизинец)

-И сыр (на «И» — пальцы рук сжать в кулачки, на «сыр» — разжать: «пальцы веером»)

-И кусочки колбасы (Попеременно на каждый слог соединять большие пальцы каждой руки с указательным, средним, безымянным и мизинцем и в обратном порядке, закончив на соединении б. пальца с указательным (обе руки одновременно выполняют это действие), на последний слог «-сы» показать образовавшиеся «колечки» — соединение б. пальца с указательным)

-Только хлеб кладётся «под» (ладонью лев. руки 4 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «под»)

-И выходит ( это пауза в движении – дети складывают ладони вместе, как на молитву)

-БУТЕРБРОД (Раскрывают ладони и разводят руки в стороны)

      Ритмическое упражнение «Дождик».

Педагог говорит: «Набежали тучки, и пошёл дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень!

Хорошо!» (Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши в убыстряющемся темпе.)

Капля — раз! Капля — два!

Капли медленно сперва

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

 

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»

Подготовительная работа: подбор ударных  инструментов ( бубен,

колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник и др.), а также

сюжетов сказок.

Цель: активизация интереса детей к различным видам

инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие

фантазии и тренировка памяти.

Ход игры:

дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.

* Каждый участник игры представляет свой инструмент.

* Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают

инструмент, подходящий по звучанию каждому герою

сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.

Например: Карабас-Барабас  -  бубен,

Буратино – ксилофон,

Мальвина – колокольчик,

Пьеро – треугольник,

Артемон – трещотка на сильную долю такта.

* Текст сказки озвучивается.

* Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а значит, дети создают практически новую историю).

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.10.2021

Дата обновления: 11.01.2023

Дата публикации: 22.10.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».