18.03.2021
07.10.2021
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР), фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР). Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь детям, имеющим нарушения речи в условиях детского сада общеразвивающего вида.
Занятия с такими детьми проводятся на логопункте ДОУ.
Что же такое логопункт?
Логопедический пункт (сокращенно "логопункт") - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы.
А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено время на занятия с учителем-логопедом. Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой.
Каких детей берут на логопункт?
На логопедический пункт в первуюочередь зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических групп, специализированных садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной группы, а также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом учебном году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь.
С каким логопедическим заключением можно попасть на логопункт?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
- нарушение произношения отдельных звуков - ФНР;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи - ФФНР;
- общее недоразвитие речи - ОНР третьего уровня;
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Дети с ФНР зачисляются на логопедический пункт для логопедической работы на 6 месяцев. Индивидуальные занятия с ними проводятся 2 раза в неделю (первый месяц), далее 1 раз в неделю. Подгрупповые занятия (5-6 детей) - 1 раз в неделю. Всего: 52 занятия.
Дети с ФФНР зачисляются на логопедический пункт для логопедической работы на 8 месяцев. . Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю (первые два месяца), далее 1 раз в неделю. Подгрупповые занятия - 1 раз в неделю. Всего:72 занятия.
Дети с ОНР 3 уровня зачисляются на логопедический пункт для логопедической работы на 2 учебных года (16 месяцев). Первый год обучения - индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю (первые 2 месяца), далее – 1 раз в неделю. Подгрупповые занятия - 1 раз в неделю.Всего:72 занятия. Второй год обучения - индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю, подгрупповые занятия также 1 раз в неделю. Всего:64 занятия.
Индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10-15 минут, подгрупповые – 25-30 минут.
Мы стараемся в нашем детском саду оказать логопедическую помощь всем детям, нуждающимся в ней.
Какую же работу выполняет логопед?
- коррекция звукопроизношения;
- формирование фонематического восприятия;
- расширение лексического запаса;
- развитие грамматической стороны речи;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Сколько детей зачисляется на логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20 -25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых нарушений, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться, но не могут превышать количество занятий, предусмотренное «Положением о логопедическом пункте МАДОУ д/с № 4». Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения, а на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди.
Таким образом, логопункт в детском саду - это открытая и крайне подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело, поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю.