ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00813E7E0900564C3C5CEB940B74E0456B Владелец: Москалева Наталья Витальевна Действителен: с 19.08.2024 до 12.11.2025 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа Предметом, которому посвящена данная программа, является мультипликация. Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении нескольких видов деятельности - рисовании, конструировании, чтении произведений литературы, анимации, а также на взаимодействии нескольких видов искусства - театра, музыки, литературы, изобразительного искусства. Содержание программы направлено на освоение дошкольниками 6-7 лет основ покадровой съёмки с применением техники перекладки. Она даёт обучающимся первичные представления об «оживлении» персонажей, знакомит с процессом съёмки и с компьютерной программой для создания мультфильма. Кроме того, положительно влияет на развитие творческих способностей дошкольников. В результате совместных усилий детей и педагога появляется реальный продукт авторский короткометражный мультипликационный фильм. Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа Современные дошкольники — дети века компьютерных технологий. Они умеют пользоваться телефоном, ноутбуком, другими гаметами. Однако, это не означает, что компьютерная техника используется ими обдуманно, с пользой для жизни и перспективой выбора будущей профессии. Ведущая идея программы заключается в том, что мультипликация в образовательном процессе детского сада — это эффективная инновационная форма развития детей в современном информационном мире. Детская мультипликация позволяет решить комплекс педагогических задач. Она является универсальным способом развития ребёнка-дошкольника в пяти образовательных областях. В процессе создания мультфильма дети обогащают словарный запас, совершенствуют коммуникативные навыки, формируют устойчивый интерес к познавательной деятельности, развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, отрабатывают умения использовать художественные техники. Программа «Первые шаги в мультипликации» ориентирована на реализацию интересов дошкольников в сфере технического творчества, развитие их информационной и технологической культуры. Она даёт детям возможность осваивать и использовать современные компьютерные технологии в понятном, доступном для них формате и с конкретным результатом. Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы Ключевые понятия: • творческие способности — это индивидуальные способности личности, проявляющиеся в определенных видах деятельности, порождающие нечто качественно новое, оригинальное; • мультипликация (от лат. «размножение») — это комплекс технических приемов для создания эффекта движущихся объектов. Основа мультипликации статические кадры или рисунки в четкой последовательности. Художники вручную отрисовывают («размножают») множество кадров с минимальными различиями, затем кадры фотографируют в нужной последовательности. • анимация (от лат. animare «делать живым, наполнять дыханием») «оживление» персонажей, изменение свойств одного или нескольких объектов с целью достижения иллюзии их движения, посредством создания покадровых сцен. Анимация — более широкий и употребляемый среди профессионалов термин, тогда как мультипликация — это только техника «размножения» объектов. • кадры это сфотографированные или нарисованные изображения последовательных фаз движения объектов или их частей; • покадровая съёмка — съёмка сцен мультфильма с минимальными изменениями в каждом кадре; сцены объединяются монтажом, благодаря которому создаётся иллюзия, что предметы и персонажи двигаются самостоятельно; • перекладка — техника создания мультипликационного фильма посредством передвижения отдельных частей персонажа или элемента; Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги в мультипликации» имеет техническую направленность. Уровень освоения программы Уровень освоения программы — ознакомительный. Актуальность образовательной программы Актуальность программы обусловлена интересом детей к мультипликации и возможностью самовыражения посредством создания авторских мультфильмов. В ходе освоения программы у детей развивается речевая деятельность, творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение, самостоятельность и усидчивость. Актуальность данной программы также заключается в использовании при её освоении современных компьютерных технологий. Это интересно, понятно, увлекательно для детей старшего дошкольного возраста. Имеет конечный практический результат в форме законченного видеопродукта. Получение первичных представлений в области мультипликации научит детей планировать процесс съемки, креативно мыслить, работать в коллективе, а обучение творческому преобразованию предметной среды даст возможность для самореализации ребенка. Педагогическая целесообразность образовательной программы Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она доступна для освоения дошкольниками 6-7 лет, так как соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Мультипликация по своей сути очень близка детскому миру, она ориентирована на потребность детей в игре и на возможности детского воображения. Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Мультипликация — это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора. Завершается работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ. Практическая значимость образовательной программы Практическая значимость программы заключается в том, что в ходе её освоения, обучающиеся приобретут новые представления и овладеют новыми практическими навыками, не предусмотренными основной образовательной программой. Они познакомятся с компьютерной техникой и программой для изготовления мультфильмов, получат основы анимационной техники «перекладка» узнают другие базовые основы мультипликации. Кроме того, в процессе создания мультфильма у детей будет обогащаться словарный запас, формироваться устойчивый интерес к познавательной деятельности, развиваться мелкая моторика рук и зрительномоторная координация. Выполняя творческую работу в коллективе сверстников, дошкольники будут совершенствовать коммуникативные навыки, а также смогут развиваться эмоционально. Принципы отбора содержания образовательной программы Содержание программы отбиралось с учётом возрастных и психологических особенностей детей седьмого года жизни, с позиций доступности учебного материала и возможности заинтересовать им обучающихся. При разработке программы учитывались следующие принципы: • принцип научности: содержание программы носит научнообоснованный характер; • принцип доступности: тщательный отбор материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; • принцип от простого к сложному: организация и последовательная подача материала «от легкого к трудному», «от простого к сложному»; • принцип последовательности: приступая к очередному этапу, необходимо закончить предыдущую работу; • принцип наглядности: целенаправленное и обоснованное использование наглядных пособий как средства познания; • принцип взаимодействия и сотрудничества: совместная работа с педагогом и сверстниками. Отличительные особенности программы Особенность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что её основной предмет — мультипликация — не только знакомит детей с основами изготовления авторского мультфильма, но и даёт им представление об оригинальности и неповторимости этого вида искусства. Кроме того, именно мультипликация, интересный и понятный для дошкольников жанр, помогает заинтересовать их процессом познания нового, сделать обучения удовольствием. Содержание программы развивает любознательность и познавательную активность ребёнка, закрепляет исследовательские навыки. Изучая программу, обучающийся соприкасается со многими профессиями киноиндустрии: художника-мультипликатора, оператора, сценариста, режиссёра; получает возможность попробовать себя в этих профессиях. В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание, изготовление персонажей и декораций. Мультипликация, как основной предмет данной программы, заключает в себе большие и для развития у дошкольников творческих способностей, которые формируются на нестандартном материале, с активным включение детского воображения. Цель образовательной программы Цель: знакомство дошкольников с основами мультипликационного фильма. Задачи образовательной программы Задачи образовательные: создания — познакомить с технологией создания мультипликационного фильма (использование техники «перекладка», создание кадров, покадровая съёмка, озвучивание и пр.); — дать общие представления о компьютерной программе по созданию мультипликационного фильма; — познакомить с профессиями, связанными с производством мультфильмов; — совершенствовать навыки продуктивной (художественной и конструктивной) деятельности при изготовлении персонажей и декораций для мультфильма. Задачи развивающие: развивать внимание и наблюдательность дошкольников; формировать творческое мышление, воображение, фантазию; развивать детское экспериментирование, поощряя действия детей по преобразованию объектов. Задачи воспитательные: — воспитывать чувство коллективизма, желание выполнять общее дело; — воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников; — формировать понимание художественной значимости своей работы. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы Программа учитывает возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет, что необходимо для успешного освоения её содержания. В этом возрасте ведущим видом деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра, ведущей потребностью — общение, ведущей функцией - воображение. Особенности возраста заключаются в следующем: ➢ общение со взрослыми носит ситуативно-личностный характер, ➢ общение со сверстниками варьируется от ситуативно-деловой формы к внеситуативной-деловой, ➢ проявляется произвольность всех психических процессов, — во всех видах деятельности проявляется творческая активность, ➢ активно развивается фантазия, ➢ активно развивается речь, ➢ формируется половая идентификация. Шестилетний ребенок становится самостоятельным. Формируется его самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Анимационная деятельность для детей дошкольного возраста ориентирована на потребность в игровой деятельности и опирается на характерные виды творческой и познавательной активности. Это, прежде всего, рисование, лепка, аппликация, конструирование, а также создание историй с помощью сюжетных картинок. В связи с тем, что для дошкольников старшего возраста характерно восприятие окружающего мира в единстве познавательной и эмоциональной сферы, дети стремятся одушевить и оживить всё окружающее, включают воображение, фантазируют. Это качество соответствует самой сути анимационной деятельности, подкрепляя естественный, природный интерес ребенка. Особенности организации образовательного процесса В объединение по освоению данной программы принимаются дети одного возраста, при возможности — из разных групп. Состав объединения — постоянный. Количество детей объединении- от 5 до 12 человек. Программа объединения предусматривает фронтальные и индивидуальные формы работы с детьми, совместную деятельность взрослых и детей, а также самостоятельную деятельность обучающихся. Формы обучения по образовательной программе Форма обучения — очная. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество часов в год — 8 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах — 30 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Объём и срок освоения образовательной программы Срок освоения программы — 1 месяц. На полное освоение программы требуется 8 часов. Основные методы обучения В процессе освоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы используются следующие методы и приёмы подачи учебного материала: 1. Словесный метод: - рассказ воспитателя, - объяснение, пояснение, указание, - беседа, - чтение стихотворных текстов, - проговаривание последовательности работы, - словесное оценивание результатов, поощрение, похвала. 2. Наглядный метод: - показ фрагментов мультфильмов, видеоматериалов, рассматривание демонстрационных материалов; - показ анимационной техники «перекладка». 3. Практический метод: - дидактические и подвижные игры и упражнения; - продуктивная деятельность детей (художественная, конструкторская), овладение анимационной техникой «перекладка». Планируемые результаты К концу обучения по данной программе обучающиеся достигнут планируемых результатов: получат готовый «продукт» своей деятельности авторский мультипликационный фильм. Будут решены поставленные задачи: Задачи образовательные: - обучающиеся овладеют основами техники «перекладка» как способе «оживления» персонажей, а также простейшими навыками покадровой съёмки; - будут иметь общие представления о компьютерной программе по созданию мультипликационного фильма; - получат представления об особенностях профессий, связанных с производством мультфильмов, и смогут «опробовать» их на практике; - усовершенствуют навыки продуктивной (художественной и конструктивной) деятельности. Задачи развивающие: - у дошкольников сформируются познавательные качества — внимание, наблюдательность; - дальнейшее развитие получат творческое мышление, воображение, фантазия - сформируются поисковые навыки, необходимые для детского экспериментирования. Задачи воспитательные: - дети проявляют навыки сотрудничества со сверстниками, желание выполнять общее дело; - обучающиеся умеют ценить свой труд и труд своих сверстников, понимают художественную значимость своей работы. - Механизм оценивания образовательных результатов Оценивание педагогом образовательных результатов происходит - на основании его наблюдений за процессом детской деятельности, - при анализе «продуктов» детской деятельности, - по результатам рефлексии (в конце занятия). Оценивание осуществляется в течение всего времени освоения программы. Оценивание образовательных результатов не предполагает выведения определённого уровня - высокого, среднего или низкого. По окончании оценивания педагог делает вывод о наличии или отсутствии положительного результата. Формы подведения итогов реализации программы. Формами подведения итогов реализации программы являются выставки персонажей и декораций, изготовленных для мультфильмов, а также демонстрация созданного детьми мультфильма, участие в конкурсах различного уровня. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы Материально-технические условия (обеспечение) 1. Техническое оснащение: - комплект мультстудии (ширма, web-камера на гибкой основе со встроенным микрофоном, набор фонов, декораций и магнитов); - ноутбук с установленным лицензионным программным обеспечением (диск с компьютерной программой HUE-animation); - многофункциональный мультстанок Н. Пунько СПАФ-З2М; - флеш-накопители для записи и хранения материалов 2. Материалы, необходимые для создания мультфильма: - фигурки людей, животных, сказочных персонажей; игрушечная мебель, посуда и др.; - изобразительные материалы для создания изображений (картон, бумага для рисования белая и цветная, карандаши простые и цветные, фломастеры, гуашевые и акварельные краски); - материалы для лепки и аппликации (пластилин, кисти, ножницы, клей), - детали LEGO-конструктора. - Групповое помещение, соответствующее санитарным нормам СанПиН Для реализации данной программы имеется помещение, отвечающее требованиям СанПиН – кабинет дополнительного образования. Предметно — пространственная среда включает соответствующую мебель, оснащение, оборудование и материалы. Кадровое обеспечение реализации программы Реализацию данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляет воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 4. Требования к уровню образования: высшее/среднее педагогическое образование. Требования к квалификационной категории: высшая/первая квалификационная категория. Методическое обеспечение реализации программы Для реализации данной программы используются: - мультимедийные интерактивные презентации; - художественная литература (книги со сказками, стихами, загадками); - подборка аудио-, видео- и фотоматериалов (песни, музыка, мультипликационные фильмы, пр.). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 месяц обучения (8 часов, 2 часа в неделю) Тема 1. «Вводное занятие «Путешествие в мир мультипликации» (1 ч.). Теория (0,5 ч.): Ознакомление с кабинетом и оборудованием, необходимым для создания мультфильмов. Знакомство с техникой безопасности. Ознакомительная беседа о мультипликации как виде искусства. Практика (0,5 ч.): Просмотр фрагментов мультфильмов, снятых в разных техниках. Тема 2. «Покадровая съёмка». (1 ч.) Теория (0,5 час.): Ознакомление детей с техникой «перекладка» и с покадровым фотографированием. Практика (0,5 ч.): Выполнение упражнения «Наши ручки»: дети покадрово снимают собственные руки, фиксируя каждый небольшой сдвиг рук. Обучение детей действиям при монтаже мультфильма в программе HUEanimation. Тема З. «Обратная съёмка». (1 ч.). Практика (1 ч.): Закрепление умений детей в покадровой съёмке. Выполнение упражнения «Бумажные превращения»: под камерой располагается белый лист бумаги, который постепенно — за 8-10 приёмов — сминается, превращаясь в комок. Педагог использует приём обратной съёмки и показывает детям результат как бумажный комок распрямляется и превращается в ровный лист бумаги. Продолжение работы по закреплению умения детей выполнять монтаж мультфильма в программе HUE-animation. Тема 4. «Перекладная анимация». (2 ч.) Теория (0,5ч.): Закрепление представлений детей о технике «перекладка». Просмотр фрагмента рисованного мультфильма, выполненного в технике перекладки. Беседа о любимых сказках детей. Выбор темы мультфильма из предложенных сказок, стихов, рассказов. Совместное создание плана пошаговых действий для создания авторского рисованного мультфильма. Обсуждение сценария, декораций и героев. Практика (1,5 ч.): практические действия детей по использованию техники «перекладка». Подбор материалов для создания персонажей авторского мультфильма. Учить детей изготовлению фона и декораций из различных материалов. Тренировать детей в покадровом фотографировании. Закреплять практические действия детей при монтаже мультфильма в программе HUE-animation. Обучение детей по созданию промежуточных слайдов, по дублированию и группировке слайдов. Ознакомление детей с многообразием звуков. Проигрывание игры «Говорим разными голосами». Учить детей произносить закадровый текст, познакомить с основными правилами: говорить правильно, чётко и эмоционально. Речевая разминка «Эхо». Учить накладывать музыкальное сопровождение в программе HUEanimation, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку. Учить воспитанников одновременному использованию звука музыкального сопровождения и озвучивания героев, выполнять нарезку и запись озвучивания героев. Обучение детей созданию титров и субтитров, сохранению готового проекта мультфильма. Оформление выставки персонажей мультфильма, выполненных обучающимися. Тема 5. «Пластилиновая анимация» (2 ч.). Теория (0,5 ч.): Ознакомление детей с пластилиновой анимацией. Просмотр фрагмента кукольного пластилинового мультфильма. Выбор и обсуждение темы мультфильма, плана пошаговых действий для создания мультфильма. Обсуждение сценария, декораций и героев. Практика (1,5ч.): Учить созданию персонажей из пластилина. Совершенствовать технику лепки. Дидактическая игра «Фантазёры». Отрабатывать умение изготавливать фон и декорации из различных материалов для съёмки авторского мультипликационного фильма. Закрепление навыков правильной постановки персонажа в кадре. Закрепление умения покадрового фотографирования движений персонажей. Совершенствование умений накладывать музыкальное сопровождение в программе HUE-animation, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку. Закреплять умения воспитанников одновременного использования звука музыкального сопровождения и озвучивания героев, нарезки и записи озвучивания героев. Закрепление умения создавать титры и субтитры. Оформление выставки пластилиновых персонажей. Тема 6. «Итоговое занятие» (1 ч.) Практика: Закрепление на практике изученного материала, подведение итогов работы. Просмотр авторского мультфильма, снятого за время занятий. Обмен впечатлениями. Упражнения на рефлексию. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 месяца обучения Количество часов Формы контроля п/п Название раздела, темы всего теория практик Самостоят. а подготовка 1 Вводное занятие. 1 0,5 0,5 наблюдение, «Путешествие в анализ, рефлексия мир мультипликации». 2 З «Покадровая съёмка» «Обратная съёмка» 4 1 0,5 0,5 1 0 1 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 наблюдение, анализ, рефлексия наблюдение, анализ, рефлексия наблюдения, выставка персонажей мультфильма наблюдение, выставка персонажей мультфильма наблюдение, анализ, рефлексия «Перекладная анимация» 5 «Пластилиновая анимация» 6 Итоговое занятие 1 итого 8 1 2 6 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК п/п Режим деятельности Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Первые шаги в анимации» 1. Начало учебного 16 сентября периода 2. Продолжительность учебного 4 учебных недели периода З. Продолжительность учебной 5 дней недели 4. Периодичность учебных занятий 2 раза в неделю 5. Количество часов 8 часов 6. Окончание учебного периода 10 октября 7. Период реализации программы 16.09.2024 г. - 10.10.2024 г. Рабочая программа воспитания В соответствии с основными принципами государственной политики в сфере образования, в дошкольном образовательном учреждении в рамках образовательной деятельности осуществляется систематическая, планомерная воспитательная работа. Она затрагивает все сферы образовательного процесса, все виды детской деятельности и реализуется через содержание как основной общеобразовательной программы дошкольного образования, так и через содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ разных направленностей, в числе которых - и программы «Первые шаги в мультипликации». Особенностью организуемого воспитательного процесса является то, что он планируется и осуществляется в рамках занятий по освоению содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности по созданию авторских мультипликационных фильмов. Содержание программы ориентировано на развитие интереса детей к инженернотехническим и информационным технологиям, научно- исследовательской деятельности. Специфическими воспитательными задачами, реализуемыми в данной программе, являются: - воспитывать техническую творческую активность, - формировать образное техническое мышление, умение выражать собственный замысел; - воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания, доброжелательности; - развивать у детей усидчивость, терпение, трудолюбие; воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и желание доставлять своим техническим творчеством радость людям; - формировать понимание художественной значимости своей работы. Воспитательная работа в рамках освоения данной программы основывается на двух важнейших принципах - принципе общего культурного образования (воспитание на культурных традициях России), а также принципе совместной деятельности ребёнка и взрослого (совместная деятельность взрослого и ребёнка на основе приобщения к культурным ценностям). В содержание занятий по освоению программы «Первые шаги в мультипликации» вплетаются воспитательные компоненты по основным направлениям воспитания: • • • • • нравственное и духовное воспитание художественно-эстетическое воспитание, воспитание положительного отношения к труду, экологическое воспитание, здоровьесберегающее воспитание. Воспитательная работа в рамках данной дополнительной программы предусматривает групповые и индивидуальные формы работы с детьми, а также совместную деятельность детей и педагога. Специальные формы работы по освоению данной дополнительной программы (рисование, лепка, конструирование) в рамках большинства занятий сопровождаются беседами, вопросами, рассказом педагога, которые имеют воспитательную направленность. Они способствуют формированию чувства гордости за свою страну, помогают развитию дружеских взаимоотношений в детском коллективе, развивают трудовые навыки, воспитывают эстетические чувства. Планируемые результаты воспитательной работы. Дошкольник, освоивший программу «Первые шаги в мультипликации», будет успешно сотрудничать со сверстниками, испытывая желание выполнять общее дело, будет ценить свой труд и труд своих сверстников, будет понимать художественную значимость своей работы и положительно воспринимать творческие работы других детей. У него будет заложено начало творческого технического мышления, найдут проявление технические способности. У него разовьётся терпение, усидчивость, любознательность и наблюдательность, стремление добиваться положительного результата. Календарный план воспитательной работы Название мероприятия, Направления Форма Сроки п/п события воспитательной работы проведенияведения 1. Рассказ воспитателя о здоровьесберегающее рамках сентябрь технике безопасности на воспитание занятия по занятиях теме № 1 2. Беседа педагога о дружбе нравственное и духовное в рамках сентябрь и товарищеских воспитание занятия по Взаимоотношениях в теме № 2 коллективе сверстников З. Беседа педагога о красоте экологическое в рамках октябрь родной природы. воспитание занятия по теме № 4 4. Беседа педагога о Художественнов рамках октябрь художественной эстетическое воспитание, занятия по значимости каждой воспитание теме № 7 выполненной работы, о положительного положительном отношения к труду . восприятии каждым ребёнком своего творчества и творчества других детей. Список литературы. Нормативные правовые акты: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-03. 2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599. 3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.052012 № 597. 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 ”06 утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам“ 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 ”06 утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области“ . Список литературы для педагога дополнительного образования: 1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации. Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П. И. Анофриков. Новосибирск, 2008 г. 2. Волосовец Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 3. Затеева Е. В. Развитие детской инициативы средствами мультипликации / Детский сад: теория и практика. Ватеева Е. В., Трапезникова О. А. — М. 2016. № 6. с. 70-77. 4. Иткин, В.Д. Что делает мультипликационный фильм интересным / В.Д. Иткин Н Искусство в школе. - 2006. - № 1. -с.52-5З. 5. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. М.,201З — 125 с. 6. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей / Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова. — Москва., 1990 г. 7. Муродходжаева Н. С. Мультстудия «Я творю мир». Методические рекомендации. / Муродходжаева Н. С., Амочаева И. В. - М, 2018. 8. Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. Интернет ресурсы: 1. Интернет-ресурс wikipedia.org 2. Мастер-класс для педагогов «Создание мультфильмов вместе с детьми (фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/6430881) 3. Проект пластилиновый мультфильм http://www.docme.ru/doc/272791/proekt-plastilinovyj-mul._tfil._m 4. Мини-проект «Пластилиновый мультфильм» (педагогический интернет-портал «О детстве» http://www.odetstve.ru/forchildren/researchproject/14924 .html) Для обучающихся и родителей: 1. «Пластилиновый мультфильм» (учитель для коллег и родителей http://uchitel39.ru/tvorchectvo/proekt.y/proekt-plastilinovyj-multfilm) 2. Мультфильмы своими руками http://veriochen.livejournal.com